Квалификация работников при сокращении численности или штата работников: по тк рф

Квалификация работника — один из факторов, влияющих на выбор тех лиц, которые будут оставлены на работе при сокращении. Об особенностях применения этого критерия — в нашем материале.

Квалификация работника — что это и чем подтверждается

Под квалификацией работника подразумевается наличие у него отвечающих необходимым требованиям (ст. 195.1 ТК РФ):

  • знаний;
  • умений;
  • профессиональных навыков;
  • опыта.

Набор соответствующих требований зависит от конкретной специальности и занимаемой работником должности. Типовые их перечни содержатся в:

  • профессиональных стандартах;
  • едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Работодатель может конкретизировать и детализировать описание требований, необходимых для каждой имеющейся у него должности, в должностной инструкции.

Наличие соответствующей квалификации должно подтверждаться документально. Это могут быть документы:

  • об образовании, повышении квалификации, переподготовке;
  • о стаже работы, требующемся для нужной должности или специальности;
  • о результатах аттестации и независимой оценки квалификации;
  • зафиксировавшие трудовые достижения;
  • содержащие отзывы непосредственных руководителей, коллег и контрагентов.

Когда при сокращении важна квалификация?

Присутствие у работника определенной квалификации начинает играть свою роль, когда из имеющихся в наличии работников необходимо сделать отбор тех, кто будет оставлен на работе. Преимущество здесь предоставляется работникам с более высокой квалификацией и производительностью труда (ст. 179 ТК РФ).

  Уведомляем профсоюз о сокращении работников (образец)

Текст этого правила указывает на необходимость его применения при обоих вариантах сокращения:

  • штата — когда из штатного расписания убирают должность, а вместе с ней и все единицы, относящиеся к ней;
  • численности — когда перечень приведенных в штатном расписании должностей не меняется, но сокращается количество единиц по одной или нескольким из них.

Однако при первом варианте о выборе кандидатур речь не идет. Сокращаться будут все работники, занимавшие должность, убираемую из штатного расписания.

За каждым из них сохраняется право на принятие предложения о занятии другой вакантной должности, имеющейся у работодателя (ст. 180 ТК РФ). Наличие у работника подходящей для новой должности квалификации, конечно, сыграет свою роль.

Но она будет оцениваться лишь с позиции достаточности для занятия этой должности.

Второй же вариант (связанный с уменьшением численности) обязательно потребует сравнения квалификаций и разделения сотрудников на группы лиц, характеризуемых одинаковыми квалификацией и производительностью труда.

Кто имеет преимущества при оставлении на работе

Выбору между сотрудниками по квалификации при сокращении персонала должно предшествовать выявление работников:

  • не подлежащих увольнению по инициативе работодателя;
  • имеющих при равных производительности и квалификации преимущественное право на оставление на работе.

К числу первых относятся (ст. 261 ТК РФ):

  • беременные;
  • женщины с ребенком младше 3 лет;
  • одинокие матери, имеющие ребенка не старше 14 лет (18 лет, если ребенок инвалид);
  • иные лица, без матери воспитывающие ребенка не старше 14 лет (18 лет, если ребенок инвалид);
  • родители (законные представители), оказавшиеся единственными кормильцами для ребенка-инвалида не старше 18 лет либо ребенка до 3 лет в многодетной семье с тремя и более малолетними детьми при неработающем втором родителе (законном представителе).

  Законно ли сокращение в выходной день?

Вторые представлены лицами (ст. 179 ТК РФ):

  • семейными, имеющими не менее 2 иждивенцев на полном и постоянном обеспечении;
  • в семье которых нет других работающих;
  • получившими увечье или профессиональное заболевание в период работы у проводящего сокращение работодателя;
  • являющимися инвалидами боевых действий по защите страны;
  • повышающими свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Кроме того, перечень лиц с преимущественным правом оставления на работе может дополняться:

В каждой из групп сотрудников, характеризуемых одинаковыми квалификацией и производительностью труда, на работе останутся прежде всего те, у кого имеется преимущественное право на это.

Подводим итоги

  • Квалификацию работника определяет набор имеющихся у него знаний, умений, навыков и опыта. Типовые квалификационные требования закреплены на законодательном уровне, но могут конкретизироваться и детализироваться работодателем. Соответствие этим требованиям должно иметь документальное подтверждение.
  • При сокращении персонала наличие более высокой производительности труда и квалификации дает работнику преимущество для оставления его на работе. Несмотря на то, что установлено это право для обоих вариантов сокращения (и численности, и штата), реальное его применение возможно лишь при сокращении численности.
  • Выбору сотрудников по квалификации должно предшествовать выявление лиц, которых нельзя увольнять по инициативе работодателя, и лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при равных производительности труда и квалификации. В каждой из групп сотрудников, характеризуемых одинаковыми квалификацией и производительностью труда, на работе останутся те, у кого имеется преимущественное право на это.

Как оценить производительность труда и квалификацию работников при решении вопроса о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников?

В Трудовом кодексе РФ (далее – ТК РФ) параметры производительности труда не установлены, поэтому, она оценивается, как правило, субъективно.

С точки зрения экономической теории производительность труда можно определить как количество произведенной продукции в час, в месяц по отношению к тем работникам, которые действительно что-то производят. Вопрос в том, как определить производительность труда экономиста, бухгалтера и т. п.? На практике по отношению к таким работникам используют, как правило, следующие показатели:

  1. Отсутствие периодов временной нетрудоспособности. Своевременность выполнения приказов, распоряжений руководителя организации, правильное составление отчетов, договоров и иных документов.

Фактически производительность труда включает в себя такие показатели, как:

  • быстрота, с которой производятся те или иные работы; эффективность, то есть достижение цели проводимой работы; качество труда, то есть соответствие определенным требованиям и стандартам.

Что касается квалификации работника, то в качестве критериев ее определения и сопоставления с квалификацией других работников используют уровень профессионального образования (профессиональной подготовки); навыки и опыт практической работы (стаж работы по специальности).

Квалификация работников также отображается в квалификационных разрядах, категориях, присваиваемых специальной комиссией в соответствии с действующими тарифно-квалификационными справочниками, а также в соответствии с профессиональным отраслевым стандартом.

Например, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.

1998 № 37, выделяет три категории служащих: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители) в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные; аналитико-конструктивные, информационно-технические), а непосредственно квалификационная категория базируется на двух составляющих: наличие профессионального образования и стажа работы по специальности.

Таким образом, при осуществлении мероприятий по сокращению численности или штата работников преимущественное право оставления на прежней работе (должности) имеют работники, которые обладают соответствующими документами о более высоком уровне квалификации (документы об образовании, о прохождении курсов повышения квалификации, выписки из протоколов аттестационной комиссии о присвоении квалификационного разряда (категории) и т. п.).

При этом вопрос о преимущественном праве оставления на работе может решаться в отношении работников, замещающих только одинаковые (аналогичные) должности, выполняющих работу по одной профессии (специальности), что дает возможность провести сравнительно-правовой анализ уровня их квалификации. И только равный уровень квалификации позволяет работодателю сравнивать категории работников, выделенных в ч. 2 ст. 179 ТК РФ.

Зайцева О.Б.

доктор юрид. наук, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Оренбургского института (филиала) Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

  • Кадровое делопроизводство

Оцените публикацию

Сложные вопросы при сокращении численности или штата работников — Все о кадрах

В современных условиях финансовой нестабильности у многих организаций по тем или иным обстоятельствам возникает вынужденная необходимость оптимизации затрат, в результате чего одним из решений часто становится сокращение численности или штата работников.

Ошибки в регламентированной законодательством РФ процедуре сокращения могут привести к весьма негативным последствиям для работодателей, например, к трудовым спорам с работниками и дополнительным финансовым затратам организации.

Проанализируем наиболее спорные вопросы.

Отличие сокращения численности от сокращения штата

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя как основание прекращения трудовых отношений — достаточно проблемная процедура, вызывающая разногласия с работниками. А сокращение численности или штата работников — к тому же еще и очень сложная в плане соблюдения всех формальных требований законодательства, исключающих нарушения прав работников.

Изначально, на первом этапе реализации процедуры проведения мероприятий по сокращению, необходимо понять, в чем различие между сокращением численности и штата работников. Это важно для документального оформления и обоснования необходимости сокращения.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В нормах законодательства используются как понятие «сокращение численности», так и понятие «сокращение штата», имеющие разное значение.

К сожалению, законодатель не предусмотрел необходимости дать официальное определение этим понятиям, что привело к появлению двух разных точек зрения в толковании данных терминов.

А так как неправильное понимание смыслового содержания формулировки основания увольнения влечет допущение ошибок при оформлении процедуры, полагаем, что следует разобраться в данной проблеме.

Точки зрения специалистов в этом вопросе разделились. Первая такова: при сокращении численности работников происходит уменьшение на определенное количество штатных единиц по одной из должностей (профессии, специальности), а при сокращении штата исключается сама должность .

Читайте также:  Прием на работу граждан Украины в 2020 году: пошаговая инструкция, с видом на жительство

Вторая гласит: при сокращении численности работников уменьшается общее количество работников, а при сокращении штата — уменьшается количество штатных единиц по должности или ликвидируется сама должность .

Для подтверждения правильности того или иного мнения попробуем обратиться к судебной практике. Очевидно, что мнения судов в этой ситуации также разнятся.

Судебная практика.

«Увольнение работника по сокращению численности подразумевает уменьшение количества единиц по соответствующей специальности (должности, профессии), при сокращении численности сначала сокращаются вакантные единицы по данной специальности, а затем, если в этом имеется необходимость, и занятые работниками. В свою очередь, увольнение работника по сокращению штата предполагает ликвидацию занимаемой им должности» (кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18.05.2011 по делу N 33-3229/2011).

Каким работникам дается преимущественное право при сокращении численности и штата?

Проводя организационно-штатные мероприятия и принимая решение о сокращении численности или штата работников предприятия, работодатель имеет право выбрать тех сотрудников, которые продолжат работать. Это право одновременно является и обязанностью работодателя. То есть выбор осуществляется не произвольно, а в соответствии с требованиями законодательства.

В статье рассказано работниках, имеющих преимущественное право на оставление на работе.

Что это такое?

В случае сокращения штата или численности работников предприятия ряд из них может обладать преимущественным правом на продолжение работы по занимаемой должности. Такое право закреплено в статье 179 ТК РФ.

Принимая решение о расторжении трудовых правоотношений с сотрудниками в связи с сокращением их численности, работодатель должен учесть их приоритетное право на продолжение работы (больше о том, что обязан сделать работодатель при сокращении работника и какие права есть у руководства, читайте тут).

Кто имеет преимущества при оставлении на работе?

Трудовое законодательство к лицам, кто имеет преимущество в первую очередь остаться на работе при уменьшении численности штатных единиц, относит работников, обладающих более высокой квалификацией и производительностью в сравнении с остальными, подлежащими сокращению (кто попадает под увольнение в первую очередь?).

Понятие квалификации дается в статье 195.1 ТК РФ — под ней понимается уровень знаний, опыта, умений и навыков, необходимых для выполнения работы по занимаемой должности. Качество и скорость выполнения трудовых обязанностей также подлежат учету работодателем при определении приоритетного права на продолжение работы.

Статья 195.1 ТК РФ. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Часть третья утратила силу с 1 июля 2016 года. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ.

Для определения квалификации сотрудников можно обратиться к документам об их образовании, повышении квалификации, прохождении курсов и т. п.

Оценка производительности труда рабочего персонала предполагает выяснение соблюдения сотрудниками норм выработки и затрачиваемого на производство единицы продукции времени.

При использовании работодателем системы нормировании труда либо при возможности измерения результата труда в количественном выражении (в количестве продаж, заключенных договоров, единицах выпущенной продукции и т. п.) проблем с определением производительности не возникнет.

Если же такая система в компании отсутствует, то руководство оценивает количество выполненных профессиональных задач за определенный временной промежуток.

  • в случае проведения оценки персонала, аттестаций и т. п. необходимо исходить из полученных результатов;
  • можно ориентироваться на премирование сотрудников (как часто, в каком размере они получали премии);
  • также можно проверить, выполнял ли сотрудник дополнительные трудовые функции;
  • следует запросить характеристики у непосредственных руководителей в отношении подчиненных сотрудников;
  • наконец, можно изучить отчеты о выполненной ими работе, если они составлялись.

Также заслуживает оценки трудовая дисциплина: наличие дисциплинарных взысканий лишает работника преимущественного права на продолжение трудовых отношений.

Однако на практике может сложиться ситуация, при которой все увольняемые сотрудники имеют равную квалификацию и производительность. В таком случае работодателю необходимо обратиться к части 2 статьи 179 ТК РФ, в соответствии с которой при сокращении численности или штата предприятия в первую очередь остаются трудоустроенными:

  • сотрудники, на иждивении которых находится 2 и более членов семьи, полностью зависящих от них материально;
  • работники, являющиеся единственными кормильцами в семье;
  • лица, которые во время работы на предприятии получили трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалиды Великой Отечественной войны или других боевых действий;
  • сотрудники, которые в период проведения организационно-штатных мероприятий проходят повышение квалификации, продолжая работу.

Локальные нормативные акты компании могут содержать перечень иных категорий сотрудников, обладающих приоритетным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата предприятия — часть 3 статьи 179 ТК РФ (в чем разница между сокращением штата и численности работников читайте тут.

Несоблюдение работодателем приоритетного права работников на продолжение трудовой деятельности является грубым нарушением и влечет за собой восстановление незаконного уволенного лица на работе (кого из работников по закону нельзя сократить?).

Законодатель не предъявляет конкретных требований к процедуре определения приоритетного права сотрудников на оставление на работе в случае сокращения численности или штата компании. Тем не менее, для этого лучше создать комиссию и письменно фиксировать полученные результаты.

Задача комиссии будет заключаться в определении работников, обладающих преимущественным правом. В состав комиссии обычно входят руководители сокращаемых отделов, представителей профсоюзной организации (при наличии). Ее создание оформляется соответствующим приказом по предприятию.

Результаты заседаний комиссии фиксируются протоколами. Окончательные выводы комиссия делает на основе анализа сравнительной таблицы, в которой оценка каждого сотрудника проводится по совокупности определенных факторов.

Таблица для определения приоритетов

На уровне законодательства форма сравнительной таблицы не определена. В ней могут быть графы:

  • «квалификация»;
  • «производительность»;
  • «наличие 2 и более иждивенцев»;
  • «отсутствие других членов семьи с самостоятельным заработком»;
  • «профессиональные заболевания/увечья»;
  • «инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий»;
  • «повышение квалификации».

Если локальными актами предприятия предусмотрены иные категории работников, имеющих приоритетное право на оставление на работе, то они будут указаны в дополнительных графах.

В таблицу вписывают всех работников, подлежащих сокращению, после чего проверяют наличие у них перечисленных оснований, проставляя в соответствующих графах плюсы или другие необходимые отметки. После сравнения полученного результата становится понятно, с кем из сотрудников расторгать трудовые отношения нельзя.

При равной производительности, одинаковом образовании, стаже работы о более низкой трудовой дисциплине работника может свидетельствовать привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Сравнительная таблица для определения преимущественного права сотрудников на оставление на работе может выглядеть следующим образом:

Ф. И. О. Занимаемая должность Стаж работы на предприятии Стаж работы по специальности Квалификация Производительность труда Наличие дисциплинарных взысканий Наличие 2 и более иждивенцев Отсутствие других членов семьи, имеющих самостоятельный заработок Профессиональное заболевание/трудовое увечье Инвалид ВОВ/боевых действий Сотрудники повышающие квалификацию без отрыва от производства

Скачать бланк таблицы для определения приоритетного права на продолжение работы

При увольнении по сокращению численности или штата работников определение приоритетного права на оставление на работе является одним из важнейших факторов, подлежащих учету. Его несоблюдение влечет за собой незаконность увольнения и, как следствие, восстановление сотрудника на работе в случае обращения его в суд за защитой своих прав.

Статья 180 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса .
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения .

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении .

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением .

Комментарий к статье 180 ТК РФ

Статьей 81 ТК установлено очень важное гарантийное правило, определяющее, что увольнение по сокращению численности или штата работников (п. п. 2 или 3 ч.

1 этой статьи) допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с этой правовой нормой ч. 1 рассматриваемой статьи обязывает работодателя предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Эта обязанность реализуется либо одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, либо в течение всего срока предупреждения при наличии вакансий.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает обязанность работодателя предупредить работника о предстоящем увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Реализация этого положения осуществляется путем личного уведомления работника о предстоящем увольнении, что подтверждается упомянутой личной росписью.

Читайте также:  Специальное питание за вредные условия труда в 2020: ТК РФ

В целях обеспечения законности при увольнении работодатель обязан сообщить о принятом решении выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до увольнения.

Статья 180 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

  • При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
  • О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
  • Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
  • При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Работодатели многих стран мира используют увольнения в качестве стимула, рычага воздействия, который может заставить сотрудников самых разных предприятий забыть про требования, сосредоточившись на сохранении своего текущего положения.

См. все связанные документы >>>

1. В ч. 1 ст.

180 на работодателя возлагается обязанность при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников обеспечить внутреннее трудоустройство высвобождаемого работника, предложив ему другую имеющуюся работу. Среди критериев, предъявляемых к другой работе, определено, что должна предлагаться вакантная должность. Другие требования, которым должна отвечать предлагаемая работа, закреплены в ч. 3 ст. 81 ТК.

Работодатель может предложить выполнение работы временно отсутствующего работника в связи с длительной болезнью, пребыванием в командировке, нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т.д.

Предлагая другую работу, руководитель указывает, в чем будут состоять трудовые обязанности работника, каков размер оплаты труда.

С таким предложением он обращается к работнику не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и в течение всего срока предупреждения, если в организации появляются новые вакансии.

Несоблюдение этого правила свидетельствует о том, что работодатель ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность по трудоустройству увольняемого работника.

2. Работник, предупрежденный о предстоящем увольнении, не вправе требовать от работодателя предоставления возможности пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, если в организации есть соответствующие вакансии, куда он мог бы быть трудоустроен после обучения.

Однако в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник на основании ст. 219 ТК имеет право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.

3. Каждый увольняемый работник должен быть лично письменно предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца. Свое ознакомление он удостоверяет подписью и указывает дату, когда он был предупрежден. При отказе от подписи работодатель составляет соответствующий акт. На следующий день после ознакомления начинает исчисляться установленный ч. 2 ст. 180 срок предупреждения.

Работодатель, предупреждая работника о предстоящем высвобождении, указывает конкретную дату увольнения. Перенесение в дальнейшем по инициативе работодателя срока увольнения на более позднее время свидетельствует о продлении трудовых отношений, что повышает возможность трудоустройства работника.

Правомерность таких действий работодателя обусловлена его инициативой в расторжении трудового договора. Если высвобождаемый работник к исходу срока предупреждения был болен, то работодатель расторгает с ним трудовой договор по окончании временной нетрудоспособности.

Работники, которые оказались временно нетрудоспособными после предупреждения, но до истечения его срока, не вправе требовать продления срока на период временной нетрудоспособности.

4. Часть 3 ст. 180 предоставляет работодателю возможность расторгнуть трудовые отношения с работником в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении.

  1. В этом случае прекращение трудового договора возможно при соблюдении следующих условий:
  2. — работник должен быть предупрежден не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении;
  3. — обращение работодателя с предложением прекратить трудовые отношения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников должно быть направлено к работнику именно после предупреждения об увольнении, а не до предупреждения;
  4. — от работника должно быть получено письменное согласие расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения.
  5. Поскольку инициатива в прекращении трудовых отношений принадлежит, как правило, работодателю, следовательно, он и определяет дату прекращения трудового договора.

С предложением о прекращении трудовых отношений до окончания срока предупреждения может обратиться и работник. Расторжение трудового договора в этом случае зависит от усмотрения работодателя.

Дополнительная компенсация выплачивается работнику в день увольнения одновременно с выплатой выходного пособия.

5.

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 25 Закона о занятости).

Массовое высвобождение работников организации может быть обусловлено различными причинами: рационализацией производства, совершенствованием организации труда, перепрофилированием предприятия или его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства и т.д.

Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке (ст. 21 Закона о занятости).

В силу ст. 82 ТК критерии массового увольнения работников в связи с сокращением численности или штата закрепляются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Если на организацию не распространяется действие названных соглашений или в соглашениях критерии массового увольнения не названы, то в этом случае следует руководствоваться Положением об организации работы по содействию занятости, где также определены такие критерии, а именно показатели численности увольняемых за определенный календарный период.

Мероприятия, призванные уменьшить численность увольняемых работников, обеспечить их занятость, предусматриваются в разделе коллективного договора организации и осуществляются работодателем.

В этот раздел могут включаться: мероприятия, которые сократят рабочее время без сокращения численности работников; льготы и компенсации увольняемым работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем; порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников до наступления срока расторжения трудового договора; другие меры, способствующие социальной защищенности работников. При кратковременном снижении объемов производства могут предусматриваться мероприятия, позволяющие избежать сокращения численности работников, например временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места, и другие мероприятия (п. 6 Положения об организации работы по содействию занятости).

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до 6 месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.

Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением органов государственной власти и могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе в следующих пределах: если уровень безработицы (в процентах от численности занятых в регионе) составляет 3 — 5%, то возможный срок приостановки высвобождения — один месяц; соответственно 5 — 7% — два месяца, 7 — 9% — три месяца, 9 — 11% — четыре месяца, свыше 11% — шесть месяцев. Если уровень безработицы в регионе превышает 11%, поэтапное высвобождение работников может осуществляться в следующие сроки: когда численность увольняемых работников 50 и более человек, устанавливаемый срок поэтапного высвобождения составляет восемь месяцев; соответственно 200 и более человек — 10 месяцев, 500 и более человек — 12 месяцев. С учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы (п. 17 Положения об организации работы по содействию занятости).

Читайте также:  Сколько отгулов положено в год. как предоставить отгул

Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Работодатели могут участвовать в подготовке решений органов государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами (п.

18 Положения об организации работы по содействию занятости).

6.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют полномочия по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (подп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости).

7. Установлены критерии, определяющие отнесение субъектов РФ к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, что обеспечивает принятие мер по стабилизации положения на рынке труда (Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2000 N 875).

Нужно ли создавать комиссию при сокращении штата, если планируется сократить почти все должности и оставить пару должностей, которые бы заканчивали работу организации?

Компания «КонсалтикаПлюс» » Правовая поддержка » Новости законодательства » Нужно ли создавать комиссию при сокращении штата, если планируется сократить почти все должности и оставить пару должностей, которые бы заканчивали работу организации?

Ответ:

С учетом положений ч. 1 ст. 179 ТК РФ целью создания комиссии при сокращении численности или штата работников является решение вопроса о наличии, либо отсутствии, у конкретных работников преимущественного права на оставление на работе.

  • Исходя из содержания вопроса следует, что в рассматриваемом случае, в связи с ликвидацией организации проводится увольнение всех работников данной организации.
  • То есть, сам по себе вопрос об оставлении на работе каких-либо работников не рассматривается в виду увольнения всех работников.
  • Следовательно, создание комиссии по рассмотрению вопросов о наличии, либо отсутствии, у работников преимущественного права на оставление на работе, в рассматриваемом случае, не имеет смысла.
  • Обоснование:

Возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрена п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

В указанной норме закона выделено два главных критерия: уровень производительности труда; квалификация работника, которые должен учитывать работодатель, проводя мероприятия по сокращению численности или штата работников.

Определения указанных критериев ТК РФ не дает.

По нашему мнению, первый критерий (производительность труда) можно определить как количество выполненной работы за единицу времени. Как правило, производительность труда включает в себя такие компоненты, как объем выполняемой работы, услуг; быстрота выполняемой работы и т.д.

Второй критерий (квалификация) можно определить как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, квалификация, по нашему мнению, включает в себя как уровень образования у работника (наличие ученой степени, звания, дипломов (удостоверений) об окончании курсов по повышению квалификации и т.д.

), так и наличие у него стажа работы по специальности.

Согласно финансовому словарю в трудовом праве различают квалификацию работы и квалификацию работника. Квалификация работы — это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Квалификация работника представляет собой степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы.

Трудовая функция, в силу требований ст. 57 ТК РФ, является обязательным условием для включения в трудовой договор и представляет собой работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

  1. Перед тем как начать проводить сокращение численности работников, работодатель должен определить, кто из работников имеет более высокую производительность труда и квалификацию.
  2. Для этого необходимо собрать объективную информацию об эффективности труда и квалификации работников, подлежащих сокращению.
  3. По нашему мнению, необходимо создать в организации комиссию, которая будет заниматься сбором и анализом необходимых данных.

ТК РФ не содержит обязательного требования о создании такой комиссии, однако при обжаловании работником своего увольнения судом будет подниматься вопрос о рассмотрении работодателем преимущественного права на оставление на работе (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации») и у работодателя должны быть подтверждающие документы.

В виду того, что порядок создания комиссии по оценке преимущественного права при сокращении численности (штата) нормативно не установлен. Оформление результатов такой оценки также не урегулировано.

По общему правилу при сокращении численности работников рекомендуется сделать следующее. Создание комиссии оформляется приказом, а результаты оценки — протоколом с подписями членов комиссии.

Эти документы станут доказательствами проведенной оценки преимущественного права в случае конфликта с работником (см., например, Апелляционное определение Пермского краевого суда от 20.01.

2016 по делу N 33-418/2016).

В приказе о создании комиссии рекомендуем отразить:

  • ответственных лиц, которые будут собирать необходимые документы и оценивать преимущественное право;
  • список работников, занимающих аналогичные должности, которых нужно оценить;
  • сроки проведения оценки (чтобы завершить ее до дня уведомления работников об увольнении);
  • порядок оформления результатов работы комиссии.

Членов комиссии рекомендуем ознакомить с приказом под подпись, чтобы они знали о возложенной на них обязанности, а также о сроках завершения оценки.

В протоколе важно указать не только результат оценки, но и подробно описать, как, по каким критериям проводилась оценка. В качестве приложений к протоколу перечислите реквизиты документов, на основании которых проводилась оценка.

В случае конфликта с работником эта информация и документы позволят доказать, что решение было принято обоснованно.

Кроме того, Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — Квалификационный справочник).

Необходимо отметить, что данный Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Созданная приказом работодателя комиссия должна собрать сведения о квалификации работников и производительности их труда.

Затем эти данные можно сравнить с квалификационными характеристиками, установленными Квалификационным справочником для должности юрисконсульта, с трудовой функцией работника согласно трудовому договору.

Тем самым можно будет определить наибольшее соответствие (квалификацию) работников занимаемым должностям, сколько выполнено работы за единицу времени (производительность труда).

Поскольку в данном случае оценивается работа работников юридической организации, оценивая производительность их труда, необходимо учитывать не только количественные, но и качественные показатели их работы, поскольку сложность подготавливаемых документов может быть разная.

Производительность труда работника может быть подтверждена разными доказательствами.

Это может быть документация, закрепляющая результаты их работы: отчеты о проделанной работе, служебные записки и любые иные документы, по которым можно просчитать показатели работы каждого работника.

Такая документация имеется во многих организациях, поскольку используется, например, для премирования работников.

  • Немаловажное значение будет иметь и мнение непосредственного руководителя, который может дать оценку, кто из работников работает быстрее и качественнее.
  • То есть, оценивая преимущественное право работника юридической организации на оставление на работе при сокращении численности, работодатель обязан учитывать не только количество (объем) выполненной работы, но и ее качество, сложность, а также профессиональный уровень работника, включая стаж работы по специальности.
  • Таким образом, применительно к рассматриваемому вопросу  следует: в виду того, что ТК РФ не содержит обязательного требования о создании комиссии при сокращении численности или штата работников, следовательно создание данной комиссии осуществляется на усмотрения работодателя.

При этом заметим, что с учетом положений ч. 1 ст. 179 ТК РФ целью создания указанной комиссии является решение вопроса о наличии, либо отсутствии, у конкретных работников преимущественного права на оставление на работе.

  1. Исходя из содержания вопроса следует, что в рассматриваемом случае, в связи с ликвидацией организации проводится увольнение всех работников данной организации.
  2. То есть, сам по себе вопрос об оставлении на работе каких-либо работников не рассматривается в виду увольнения всех работников.
  3. Следовательно, создание комиссии по рассмотрению вопросов о наличии, либо отсутствии, у работников преимущественного права на оставление на работе, в рассматриваемом случае, не имеет смысла.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *