Новый федеральный регистр — какие данные ФНС будет получать о налогоплательщиках

20.04.2020, Пн, 11:08, Мск , Владимир Бахур

Поправки в законопроект о создании единого регистра сведений о населении во втором чтении в Госдуме внесли уточнения в части хранимой информации, по защите данных и взаимодействию с другими ГИС. Оператором выбрана ФНС, озвучены сроки запуска.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о создании в России единого федерального информационного регистра сведений о населении. Оператором регистра назначена Федеральная налоговая служба (ФНС), которая будет обязана обеспечивать защиту персональной информации регистра.

Основой регистра сведений о населении станут 8 млн записей госреестра актов гражданского состояния, формируемого в облачных дата-центрах ФНС с октября 2018 г.

, около 540 млн актовых записей, сохранившихся в России с 1926 г.

, а также сведениями МВД России, данные баз Минобороны, Минобрнауки и государственных внебюджетных фондов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на слова замглавы ФНС Виталия Колесникова.

На основе регистра, регулярно пополняемого ФНС и 12 остальными поставщиками данных по примерно 30 видам сведений, предполагается создать «золотой идеальный профиль», который, по словам Колесникова, станет не дублированием других ГИС, а приведением «всех систем к одному знаменателю».

По его словам, регистр вводит понятие «идентификатора» – признака совокупности сведений о человеке в государственном информационном ресурсе. С помощью реестра и данных других ведомств ФНС сможет выстраивать семейные связи россиян и затем, в частности, рассчитывать среднедушевой доход или доход по каждому домохозяйству.

«Жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства», – отметил замглавы ФНС. По его словам, точная идентификация граждан поможет «поставить любые контроли, любые пороги» и оказывать адресную социальную помощь.

Дата-центр, хранящий и обрабатывающий сведения регистра, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.

Комитет Госдумы по информационной политике, ИТ и связи внес в законопроект на этапе второго чтения 16 поправок. Еще 30 поправок было отклонено.

В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой 17 сентября 2019 г. с поручением представить поправки к следующему слушанию.

Помимо внесения поправок, федеральная база сведений о гражданах также переименована в «регистр». Ранее она называлась «реестром».

Учет персональных данных

В единый информационный реестр будут включены базовые сведения и дополнительные идентификаторы о физическом лице.

К базовым сведениям документ относит фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и смерти, пол «и в случае его изменения иной пол», реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС и ИНН.

К дополнительным данным для внесения в регистр отнесено семейное положение и родственные связи (сведения о родителях, супруге и детях).

Новый федеральный регистр - какие данные ФНС будет получать о налогоплательщиках

Заместитель руководителя ФНС Виталий Колесников

  • Впервые в данных реестра появился идентификатор гражданства, где помимо российского, также будет фиксироваться факт наличия гражданства или подданства иностранного государства (или государств), а также документов, дающих россиянам право постоянного проживания в иностранном государстве, и данные о выходе из гражданства или отказе от ПМЖ другого государства.
  • В список идентификаторов также включены сведения о постановке на учет в налоговом органе (в том числе, для самозанятых и индивидуальных предпринимателей), данные о постановке на воинский учет, информация о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, сведения о постановке на учет в службах занятости.
  • Дополнительно в регистр также будут заноситься данные об обучении, образовании и/или квалификации с указанием видов, номеров и других сведениях об удостоверяющих документах, плюс сведения о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени или звания.
  • В регистре также будет присутствовать идентификатор учетной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации.
  • Такие данные как наличие транспортных средств, зарегистрированные юридические лица и информация о владении оружием, решено не включать в перечень сведений реестра.

Права и свободы «отдельных физических лиц»

В новой редакции законопроекта представлен переработанный и дополненный пункт об «обособленном» учете отдельных физических лиц. Причиной создания и ведения такого «регистра в регистре» называются цели «обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц».

В документе отсутствует конкретика по группам физических лиц, в отношении которых будет производиться «учет в обособленном порядке».

Документ предлагает вести такой учет в соответствии с законодательством «о государственной защите отдельных физических лиц».

Особенности обособленного учета в федеральном регистре сведений о населении, как и было сформулировано в первой редакции законопроекта, будут определяться Президентом России.

Обособленный порядок учета имеет отношение к защите «отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — отметил замглавы ФНС Виталий Колесников в интервью агентству «Интерфакс».

В настоящее время в России действует ряд законов, определяющих государственную защиту для физических лиц, таких как судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов; потерпевшие, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства («защита свидетелей»). Защита физических лиц также определена законом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Дополнительные поправки

Список изменений законопроекта включает требование по обеспечению непрерывности ведения, полноты, актуальности и достоверности сведений реестра.

Список документов, на которых базируется правовое регулирование учета сведений о населении, расширен законом о гостайне.

В документ добавлены требования о приведении уже существующих государственных информационных систем (ГИС) в соответствие с единым регистром сведений о населении.

В документе появилось требование по использованию усиленной цифровой подписи при формировании и ведении регистра для подтверждения подлинности и целостности записей. Порядок использования усиленной цифровой подписи будет определяться Правительством России.

В пункте о содержании регистра, помимо сведений о гражданах России, впервые упомянуты «иностранные граждане и лица без гражданства» (в предыдущей версии они упоминались как «иные лица» – прим. CNews), а также «получившие временное убежище».

В новой редакции законопроекта впервые отмечена возможность предоставления гражданам и их законным представителям прав на получение информации из регистра через единый портал госуслуг или региональные порталы. Ранее таким правом предлагалось наделить только государственные и муниципальные органы.

Родителям, лишенным родительских прав, установлен запрет на доступ к сведениям о несовершеннолетних детях. Кроме того, граждане или их законные представители теперь могут обращаться с запросом на внесение изменений в свою персональную запись регистра.

Впервые в документе появился подпункт, декларирующий возможность использования базы данных реестра для совершения нотариальных действий.

Сроки внедрения

Предполагается что основные нормы закона будут введены в действие начиная с 1 января 2022 г. Переходной период, на время которого устанавливаются особенности создания, ведения, формирования и использования регистра, предлагается установить со дня опубликования закона до 31 декабря 2025 г. Ряд норм закона может вступить в силу только с 1 января 2024 г. и с 1 января 2025 г.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Фнс узнает на тайну больше

Правительство предложило расширить доступ налоговиков к банковской информации

Налоговой службе стоит дать больше возможностей для получения информации о клиентах банков, считают в кабмине. Сейчас ФНС может запрашивать банки об операциях физлиц только в рамках налоговых проверок

Новый федеральный регистр - какие данные ФНС будет получать о налогоплательщиках

Антон Вергун / ТАСС

В ближайшие три года российские налоговики могут получить больше возможностей для изучения информации о клиентах банков. Расширение прав Федеральной налоговой службы (ФНС) предусмотрено в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики», которые правительство внесло в Госдуму.

Документом предусмотрено «расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства».

Согласно пояснениям, реализация такой меры «будет способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков». Но какую именно информацию о клиентах и по какой схеме смогут получать налоговики, в документе не сказано.

Правительство также предлагает законодательно закрепить возможность обмена данными между Банком России и ФНС: тогда регулятор получит доступ к сведениям, представляющим налоговую тайну, а налоговая служба — к банковской тайне. Как следует из документа, этот обмен может быть необходим ЦБ «для исполнения возложенных на него функций».

Банк России и ФНС не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Что сейчас ФНС знает о клиентах банков

Российские банки уже обязаны передавать в налоговые органы данные об открытии или закрытии счетов и депозитов клиентов-физлиц, индивидуальных предпринимателей и компаний (ст. 86 Налогового кодекса).

С 1 апреля 2020 года в ФНС также поступают сведения об открытии или закрытии электронных кошельков: это затрагивает клиентов таких сервисов, как «Яндекс.

Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других, поскольку они работают через банки.

Кроме того, кредитные организации должны выдавать налоговикам справки о наличии у любого клиента счетов, вкладов, а также об остатках на них или операциях за определенные периоды. Такое возможно, если в банк поступит мотивированный запрос от налогового органа.

Читайте также:  Первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте в 2020 году

Если речь идет о клиентах-юрлицах или индивидуальных предпринимателях, то основанием для обращения в банк считается проведение налоговой проверки или решение о взыскании задолженности по налогам. Если ФНС хочет проверить банковскую информацию о гражданине, подача запроса возможна только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа.

Еще один повод для проверки счетов и операций физлица — запрос иностранного налогового органа, с которым у России налажен обмен фискальной информацией.

Зачем ФНС новые полномочия

ФНС стремится получить неограниченный доступ к банковской тайне давно, с начала 2000-х годов, напоминает партнер юридической Paragon Advice Group Александр Захаров.

«Действующий премьер Михаил Мишустин в то время уже работал в Министерстве налогов и сборов (было преобразовано в налоговую службу в 2004-м. — РБК), он эту тему прекрасно знает.

Еще с тех пор Центробанк активно защищал банковскую тайну, поскольку открытие доступа ко всем банковских проводкам могло снизить доверие к банковской системе», — поясняет собеседник РБК.

Планы расширить полномочия ФНС можно трактовать как желание дать налоговым органам возможность получать банковские данные клиентов-физлиц вне налоговых проверок, допускает партнер ФБК Legal Надежда Орлова.

Подобная инициатива обсуждалась еще летом 2018 года. ФНС направляла такое предложение в Минфин, писал «Коммерсантъ».

Но Илья Трунин, на тот момент занимавший пост заместителя министра финансов, заявлял, что налоговикам не нужны новые полномочия для повышения сборов налогов с физлиц.

Налоговых проверок физлиц сейчас проводится немного — это трудоемкий процесс с неочевидной эффективностью, замечает Орлова. Но все может измениться, если ФНС получит больше данных о гражданах от банков.

В этом случае служба сможет анализировать данные о движениях денежных средств, выделять конкретные группы налогоплательщиков и точечно проводить проверки, говорит эксперт.

Аналогичный подход ФНС уже применяет к юрлицам, по которым у службы больше данных, напоминает она.

Что это значит для банков

Налоговики часто требуют от банков информацию и документы, которые прямо не относятся к финансовым операциям, отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин. «Например, это информация об IP и MAC-адресах, с которых осуществляется дистанционное управление счетами, а также о карточке образцов подписей и оттиска печати организации или индивидуального предпринимателя», — перечисляет юрист.

Такая проблема — запрос расширенных данных у банков о клиентах от налоговой службы — есть, но участники рынка ничего с этим сделать не могут, говорит начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко.

«Сейчас, если в банк приходит запрос от налоговой, никто не знает, проводится ли действительно проверка, идет она в отношении конкретного клиента или другого налогоплательщика, с которым он проводил операции, или нет.

У кредитных организаций нет полномочий узнавать основания для проверки, то есть ограничение на запрос банковских данных о физлицах можно обойти», — поясняет он.

В августе российские банки уже столкнулись с всплеском запросов от налоговиков — количество сообщений выросло примерно в четыре раза, говорилось в письме АБР в ФНС.

Впрочем, ФНС позднее поясняла, что количество камеральных проверок в июне—июле выросло только на 11%, а по итогам полугодия показатель снизился. Налоговики заявляли, что запросы инспекторов не касались клиентов-физлиц.

«За первое полугодие 2020 года в рамках выездной налоговой проверки ФНС проверила всего 60 человек на всю Россию», — говорилось в сообщении ведомства. По оценкам ФНС, в среднем на физлиц приходится лишь 3% выездных проверок в год.

Если доступ налоговиков к банковской информации будет расширен и упрощен, нагрузка на банки вырастет, признает Клименко. Он, однако, не считает, что это вызовет протест со стороны участников рынка: «Все-таки организации не заинтересованы в том, чтобы портить отношения с госструктурой. Если это будет требование, основанное на нормативных актах, то банки будут [его] исполнять».

Фнс начала открыто публиковать данные о налогоплательщиках | контур.ндс+

Новый федеральный регистр - какие данные ФНС будет получать о налогоплательщиках

Налоговая служба начала размещение наборов данных о налогоплательщиках. Речь идет об информации, которая ранее считалась налоговой тайной, а теперь таковой не является. В частности, уже опубликованы данные о среднесписочной численности работников организаций, об участии юрлиц в консолидированной группе, а также о применяемых налогоплательщиками специальных налоговых режимах.

Какая информация доступна

Понятие налоговой тайны определено в статье 102 НК РФ. Это любые сведения, полученные налоговыми, правоохранительными, таможенными органами, а также внебюджетными фондами в отношении плательщика налогов, сборов или страховых взносов. Однако из этого перечня сведений есть исключения, и их список довольно внушительный.

Среди прочего не является налоговой тайной информация о суммах уплаченных налогов, о недоимках, в том числе штрафах и пенях, о налоговых правонарушениях и так далее. Это информация может публиковаться и использоваться без ограничений.

В связи с изменениями, внесенными в 2016 году, из-под налоговой тайны был выведен ряд данных, которые с 1 августа 2018 года ФНС начала публиковать на своем интернет-ресурсе. Стала доступна такая информация:

Что касается последнего параметра, то не раскрывается информация о численности сотрудников крупнейших налогоплательщиков, а также субъектов, деятельность которых связана с гостайной.

Формат публикации

Сразу скажем, что получить данные о конкретном налогоплательщике из информации на сайте ФНС не так-то просто. Дело в том, что размещается она в виде ссылок на пакеты архивов данных, в каждом из которых содержатся файлы формата XML. На сайте ФНС дается ссылка на такой набор данных и описание структуры файлов.

Таким образом, чтобы узнать, сколько сотрудников работает у потенциального контрагента, придется обработать огромное количество информации. То же самое относится и налоговой системе.

Чтобы прочитать ее в xml-файле, нужно обратить внимание на значение признака. Например, запись «ПризнУСН = «1»» означает, что контрагент применяет «упрощенку».

Существуют аналогичные признаки для ЕНВД, ЕСХН и соглашения о разделе продукции (СРП).

При нежелании разбираться с архивами, которые дает ФНС, для получения той же самой информации можно воспользоваться специальными сервисами проверки контагентов, например, Контур.Фокусом.

Все сведения, которые Налоговая служба начала предоставлять с 1 августа, уже загружены в сервис. Чтобы воспользоваться ими, в поисковой строке достаточно ввести ИНН либо наименование контрагента.

Кроме того, сервис даст множество другой информации для проведения всесторонней оценке контрагента.

Что еще появится в открытом доступе

Со временем ФНС раскроет и прочую информацию, которая больше не является налоговой тайной. Она будет публиковаться в соответствии с приказом от 30.05.18 № ММВ-7-14/361@. Все подробности — в следующей таблице.

Таблица. Планы ФНС по публикации сведений

Дата публикации Сведения
1 октября 2018 года
  • об уплаченных налогах, сборах, взносах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности
1 декабря 2018 года
  • о недоимке по налогам и взносам, долгах по пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности
2019 год
  • о недоимках и задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам

Обратите внимание! Информация о задолженности, которая возникла на конец 2017 года, будет публиковаться только в том случае, если не будет погашена до 1 октября 2018 года. То же самое касается и сведений о налоговых правонарушениях.

Новый регистр в управлении ФНС

27 апреля 2020 г. 13:10

«Профиль»: В России запустят интернет-ресурс с персональными данными населения

Единый федеральный информационный ресурс с персональными данными россиян начнет работать с 1 января 2026 г. В нем будут храниться сведения о каждом, кто постоянно или временно проживает на территории России. Информация будет доступна не только органам власти, но и самим гражданам – но только о самих себе.

Предполагается, что это упростит получение выписок, справок и социальных выплат, а также покончит с неуплатой налогов.

Член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян в комментарии журналу «Профиль» указала, что пока не ясно, как будет обеспечиваться информационная безопасность системы, ведь хранящиеся в ней данные имеют большую ценность для коммерческого использования.

Порядок создания и ведения реестра установит федеральный закон «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Его проект был внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ и прошел уже второе чтение, подарившее бесплатный доступ к всероссийской базе данных физлицам и нотариусам.

Ресурс будет содержать персональные данные обо всех гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, о трудовых мигрантах, беженцах и получивших временное убежище в стране.

Он объединит в себе базы данных различных ведомств: МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС и государственных внебюджетных фондов – всего 12 поставщиков информации.

Читайте также:  Как принять на работу работника, у которого нет трудовой книжки: ТК РФ

Это такие данные, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, СНИЛС, ИНН, семейное положение и родственные связи, данные о регистрации по месту жительства, образовании, воинском учете и т.д.

Единый федеральный регистр будет создан на основе электронного реестра актов гражданского состояния, который ведется с октября 2018 г. Работа до сих пор идет и будет закончена к концу 2020 г. – оцифровке подлежат более 500 млн исторических записей, начиная с 1926 г.

Все данные о каждом человеке будут выстраиваться в одну цепочку в хронологическом порядке: когда он родился, где учился и работал, какие налоги платит, на ком женился, кто его дети, когда и в связи с какими условиями поменял семейное положение, фамилию, гражданство или пол.

Оператором этой системы является Федеральная налоговая служба, она же уполномочена вести новый ресурс и обеспечивать защиту сведений в нем.

«В ресурсе будет обеспечена защита всех сведений в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных.

Для создания инфраструктуры ресурса в первую очередь будет рассматриваться использование инфраструктуры ведения реестра ЗАГС.

Уже сейчас он ведется исключительно на отечественном оборудовании и с использованием отечественного программного обеспечения», – рассказала первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, представляя законопроект депутатам.

По ее словам, создание ресурса позволит обеспечить достоверность и актуальность информации, сократить сроки и повысить качество оказания государственных услуг.

Также цель создания системы, заявленная в законопроекте, – укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Ожидается, что единая система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении социальной поддержки и уплаты налогов. Ее появление упростит обмен информацией между различными ведомствами.

Во втором чтении к этим положениям добавилось несколько новаций. Так, право получать информацию из регистра дали гражданам и их законным представителям. Речь идет только о сведениях, касающихся непосредственно их самих, и о запросах, которые поступали о нем.

Если человек обнаружит ошибку в собственных данных, то по его запросу уполномоченные органы обязаны исправить ее в течение пяти рабочих дней.

Раньше предполагалось, что ресурс создается только для доступа государственных и муниципальных органов, судов, прокуратуры, дознания или следствия, ФСИН, МФЦ, Росстата, избиркомов и т.п.

Сведения будут предоставляться в электронной форме бесплатно через портал госуслуг: после идентификации они станут доступны в личном кабинете.

Также единую базу данных разрешили использовать для совершения нотариальных действий. Благодаря этому гражданам не придется больше оформлять выписки и справки и заверять их у нотариуса. Сбор информации будет происходить в автоматическом режиме.

Кроме этого, в регистре будет специальный раздел о лицах, находящихся под государственной защитой или государственной охраной. Он будет закрыт, а информация в нем зашифрована.

Реестр должен начать работать в полной мере с 1 января 2026 г., до 31 декабря 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого ведомства должны создать все необходимые для этого инструменты.

Создание единой базы россиян – это неизбежный шаг на пути к цифровизации страны, говорит председатель комитета по ИТ Московского отделения «Деловой России», разработчик облачных хранилищ Никита Северинов. Аналогичная система работает, например, в США, где водительские права или идентификационная карта (электронный паспорт) – связующие звенья во всех государственных органах и системах.

При должной автоматизации правительственных структур такая база данных поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству.

«За создание подобной информационной системы и базы данных должны отвечать высококвалифицированные специалисты в ИТ-отрасли, которые используют передовые системы безопасности и технологии в реализации ИТ-проектов.

Очень важно сконцентрировать внимание на команде разработчиков, аппаратной части, технологиях, отказоустойчивости, регламенте предоставления доступа к такой системе. Сейчас очень сложно сказать на сто процентов – безопасна или нет “Единая база россиян”.

Любую информационную систему можно подвергнуть атаке или взлому – как технически, так и используя социальный инжиниринг, и здесь важно оперативно выявлять, реагировать и устранять такие угрозы», – подчеркнул он.

Данный ресурс должен стать стержневым каталогом для всех прочих функционирующих государственных сетевых ресурсов, потому что именно он будет обеспечивать учет населения, отмечает член Совета ФПА РФ Елена Авакян.

При этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности. Также не ясно иерархическое взаимодействие между этим ресурсом и иными госреестрами.

«Абсолютно не ясно, что все-таки будет главным информационным ресурсом, по которому планируют осуществлять сверку этих данных.

Закон сформулирован таким образом, что информация стекается из разных органов власти и управления, и если она где-то меняется, то она должна изменяться в этом ресурсе.

Но нужно понимать, где скапливается достоверная информация и каким образом эта достоверность подтверждается; каким образом физическое лицо получает доступ к этой информации и каким образом оно может так или иначе оказывать влияние на эту информацию.

Ставится вопрос о том, как будут устраняться случайные ошибки, каким образом будут восстанавливаться права личности, если произойдет перехват данных и намеренное изменение сведений; и все-таки что будет считаться первым достоверным источником», – пояснила она.

Кроме того, подчеркивает Елена Авакян, если этот ресурс основополагающий, то в законе должны быть четко прописаны нормы и правила, каким образом будет происходить обновление информации в иных государственных ресурсах.

То есть физическое лицо меняет о себе данные в режиме «одного окна». Из этого следует, что биометрическая информация должна фиксироваться единожды и не должна изменяться.

Только таким образом может быть обеспечена идентификация в случае перехвата его цифрового аватара. Также не может произвольно изменяться информация о внешности.

Причем внешность должна подтверждаться не только фотографией, а какими-то дополнительными специальными аналитическими средствами.

Также в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях.

Должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации, условно, в течение 150 лет с момента внесения, считает член Совета ФПА.

Очевидно, что от перехода одних технологий в другие данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных.

Очень важно, чтобы любые юридически значимые действия были известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

Кроме того, в законопроекте не указано, существует ли независимый государственный ресурс, на который будет осуществляться постоянное бэк-копирование данных, и не прописана процедура их восстановления в случае информационных атак.

Также вызывает недоумение, почему именно ФНС будет вести реестр, ведь эта служба имеет своей целью не учет населения, а учет налогов и контроль за правильностью их взыскания.

Если Минюст России отвечает за функционирование Системы записи актов гражданского состояния, то подобные ей системы должны либо контролироваться профильным министерством, либо должны быть созданы независимо, чтобы никакие ведомственные интересы не оказывали влияние, полагает она.

Но самый большой вопрос – это, кончено, утечка данных, подчеркивает адвокат.

«Фактически на базе государственного реестра создается система, которая обеспечивает лишь “псевдообезличивание” данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести персонализацию данных.

Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется их использование.

Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования», – отмечает эксперт.

По мнению члена Совета ФПА, у граждан должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные. Государство должно обеспечить право на тайну частной жизни.

Источник – еженедельник «Профиль».

Что такое Единый федеральный информационный регистр сведений по новому законопроекту?

21 мая 2020 года Государственной думой Российской Федерации был одобрен в третьем, финальном, чтении законопроект о создании специальной базы данных – федерального информационного регистра, где будут содержаться сведения обо всем населении России, а 2 июня 2020 года Совет Федерации одобрил закон.

Читайте также:  Новая форма СЗВ-М в ПФР (Застрахованные лица) с 2017 года

???? Что такое единый федеральный информационный регистр

В соответствии со статьей 2 закона, федеральный регистр сведений о населении – это специальная совокупность данных о том населении Российской Федерации, которое проживает на сегодняшний день на территории государства. Его заполнение должно происходить на основании данных, которые содержатся в разрозненных сегодня базах данных различных ведомств и государственных органов.

Вступление в силу принятого закона (после того, как он пройдет подписание Президентом) планируется поэтапным. Основная часть статей должна вступить в юридическую силу с момента подписания.

Однако некоторые положения будут вступать в силу постепенно вплоть до 1 января 2026 года.

До конца 2025 года устанавливается переходный период, в рамках которого регистр будет работать в тестовом режиме.

Будет ли регистр единственным и обязательным источником данных

На данный момент планируется, что он будет являться ключевым, но не единственным источником информации о населении, использование которого будет возможно только ограниченным перечнем организаций. Однако для тех организаций, которые будут иметь допуск к сведениям, содержащимся в регистре, использование этого источника информации будет обязательным.

???? Зачем это нужно

Создание регистра должно отвечать определенным целям, ради которых и создается огромное хранилище сведений обо всех физических лицах, которые в настоящее время проживают на территории Российской Федерации. К этим целям относятся:

  • создание специальной системы учета данных о тех лицах, которые проживают в России;
  • постоянный мониторинг этих сведений с целью определения их актуальности и подтверждения достоверности;
  • проведение мероприятий с опорой на данные регистра в отношении более качественного предоставления необходимых определенным категориям населения услуг от государственных и муниципальных органов;
  • проведение статистического учета всего населения государства;
  • обеспечение наиболее актуального и полного содержания сведений, которые необходимы тому или иному государственному органу, если такие сведения необходимы ему для осуществления его непосредственной деятельности и т. д.

Что поменяется в жизни россиян с 1 апреля 2020 годаПодробнееЧитать

Все цели, которые преследуют создатели регистра, перечислены в статье 4 закона.

???? Сведения, которые будут включаться

Статьи 6 и 7 закона указывают на те сведения, которые будут в него включаться.

В него должны быть включены сведения:

  • о гражданах Российской Федерации;
  • об иностранных гражданах и апатридах (то есть лицах без гражданства), которые проживают на территории государства на постоянной или временной основе;
  • о лицах, которые признаны беженцами либо получивших временное убежище на территории РФ;
  • об иностранных гражданах, которые находятся на территории государства в связи с работой в каких-либо компаниях.

Все сведения, которые включены в данную базу данных, подразделяются на 2 группы:

  1. Сведения о человеке (его паспортные данные, дата рождения и смерти, место рождения и смерти, пол – в том числе информация о его изменениях); данные о семейном положении, количестве детей; гражданство; информация о праве гражданина постоянно проживать на территории другого государства и т. д.
  2. Идентификаторы человека: сведения об актовых записях о рождении и смерти, сведения о том документе, который был выдан для удостоверения личности, данные о документах, удостоверяющих личность иностранцев, данные о регистрационном учете человека, о постановке на учет в налоговых органах, о регистрации в статусе ИП, о постановке на воинский учет, о полученном образовании и квалификации, данные о родителях, супругах человека.

Как вы относитесь к идее создания единого ресурса с данными обо всех россиянах?Интересно, как это будет работать!Пока не понятно.Мне все равно.Что это такое?

✍ Кто выступает оператором, и кто будет предоставлять сведения

В качестве основного оператора данного регистра в соответствии со статьей 8 закона должна стать Федеральная налоговая служба.

Внесение сведений в единый федеральный информационный регистр будет осуществляться различными государственными органами и ведомствами, которые осуществляют обработку всех ключевых сведений о физических лицах, проживающих на территории Российской Федерации.

Так, например, сведения о документах, удостоверяющих личности людей, а также об их родственниках (супругах, родителях и детях), о местах регистрации и об основаниях для проживания на территории РФ (если речь идет об иностранцах) должны предоставляться уполномоченными органами, входящими в состав Министерства внутренних дел.

Как получить гражданство РоссииЧитатьМожно ли иметь гражданство России и другой страны одновременноСмотреть

Если речь идет об образовании того или иного человека, сведения об этом будут предоставлять Министерство образования и Министерство науки и просвещения с подведомственными им государственными учреждениями.

Таким образом, все сведения будут сначала направляться от уполномоченных органов в Федеральную налоговую службу, а уже потом вноситься в базы данных регистра.

❗ Несколько уровней защиты данных: как это будет происходить

Защита данных в регистре будет осуществляться на нескольких уровнях:

  • на первом происходит оценка достоверности вносимых сведений на основании ее проверки сотрудниками, которые будут вносить эти данные, на соответствие материалам, содержащихся в базах данных уполномоченных государственных органов;
  • на втором уровне безопасность осуществляется путем обособленного оформления всех полученных данных. Это означает, что информация о каждом человеке будет заполняться отдельно и никак из данных на этого человека нельзя будет попасть на данные другого человека;
  • третьим уровнем защиты следует считать участие специально определенного Президентом РФ уполномоченного органа в осуществлении комплекса мероприятий по защите всех внесенных данных в регистр от возможных утечек и получения несанкционированного доступа к ним с целью изменения или уничтожения.

Каждая созданная запись сведений должна быть подтверждена квалифицированной усиленной электронной цифровой подписью того сотрудника налоговых органов, который такую запись создал.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Как получить сведения из реестра налогоплательщиков

Реестр налогоплательщиков — это документ, принадлежащий РФ и ведущийся налоговой инспекцией, в котором собраны сведения обо всех субъектах бизнеса, зарегистрированных в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно). Информация о субъектах была получена при их регистрации и корректировалась в случае внесения изменений. Эти данные в большинстве своем общедоступны. В статье описано, как их получить.

Единый государственный реестр налогоплательщиков (сокращенно ЕГРН) составляется на основании данных учета федеральным государственным органом исполнительной власти и содержит сведения, предусмотренные законодательством.

Содержание

В ЕГРН есть основные данные о физлице (включая сведения об адресе, учредителях, статусе — находится оно в процессе ликвидации или реорганизации, о директоре, видах деятельности и т. д.).

Данные об индивидуальных предпринимателях содержит реестр ФНС ЕГРИП, о юрлицах — ЕГРЮЛ. Собственником обоих документов является Российская Федерация.

Организационным и методическим формированием их занимается ФНС РФ.

Именно в эту службу необходимо направлять запрос о предоставлении информации, так как Единый реестр налогоплательщиков в установленной законодательством части (а это большая часть, в частности, все вышеперечисленное) является общедоступным документом. Поговорим об этом подробнее.

Достоверность информации

Реестр налогоплательщиков РФ — документ, который ведется как на бумажных, так и на электронных носителях, это гарантия сохранения информации. Представленные в нем данные актуальны настолько, насколько своевременно и четко налогоплательщик исполняет обязанность по извещению ФНС обо всех изменениях в основных данных об организации.

Порядок предоставления данных

Что необходимо сделать, чтобы получить интересующие сведения из ЕГРН:

  • сформировать письменный запрос в произвольной форме с указанием необходимых идентифицирующих данных о просителе. Желательно указать и способ получения: по почте или лично;
  • уплатить госпошлину в размере 200 рублей (в этом случае документ будет получен через 5 дней; можно сформировать срочный запрос, заплатив 400 рублей, тогда данные будут выданы на следующий рабочий день). Реквизиты для уплаты госпошлины можно узнать на официальном сайте ФНС РФ или получить у специалистов любой инспекции;
  • отправить запрос по почте или нарочным в любое подразделение ИФНС. Также можно направить заявление и в электронной форме при использовании специальных сервисов, например, через личный кабинет на сайте.

Данные будут предоставлены оговоренным способом в виде выписки по формам, утвержденным исполнительным органом.

Получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, можно бесплатно на сайте налоговой в специальном сервисе (вход осуществляется через личный кабинет).

Также напомним, что с августа 2020 года ФНС России начала публиковать в открытом доступе налоговые сведения о компаниях: такие как информация о применяемом налоговом режиме и среднесписочной численности работников. К декабрю список открытых данных станет еще больше.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *