Увольнение военнослужащего без предоставления жилья: судебная практика

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г.

До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п.

18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы)  и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства.

Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.

) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части.  И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение  ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия.

Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

№ 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения  жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного.

Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что  если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

  • Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?
  • Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
  • Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  1. Пишите: sud-mo@yandex.ru
  2. Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  3. Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  • — оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.
  • СПАСИБО!
  • С уважением,
  • команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Тексты реальных судебных решений

заштатник

Заслуженный участник
Сообщения: 847 Зарегистрирован: 08 ноя 2007, 13:30

Поблагодарили: 14 раз

Непрочитанное сообщение заштатник » 16 ноя 2007, 13:56 #1

Выношу на рассмотрение общественности Кассационное определение и Определение по надзорной жалобе одного из военнослужащих МО РФ. И в качестве осмысления и назидания.

  • Из того что понял я, выходит так: а) он подлежал увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет; в) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) в период прохождения военной службы;
  • г) не дал согласия на увольнение до предоставления жилого помещения по установленным нормам путем реализации ГЖС.

То есть из положений п.1 ст.23 ФЗ-76 следует, что он не мог быть законно уволен в запас по инициативе командования без приобретения жилого помещения для постоянного проживания путем реализации ГЖС? УВОЛИЛИ!!! В прилагаемых материалах я сделал кое какие выделения и примечания. Остальное — на суд общественности.

6749556.doc (66

И воздастся тебе по делам твоим…

munmar

Активный участник
Сообщения: 130 Зарегистрирован: 17 апр 2007, 22:32

Поблагодарили: 6 раз

Непрочитанное сообщение munmar » 16 ноя 2007, 16:13 #2

Во дают

Но думаю надо было все таки с командиром части судиться — по приказу об исключении из списков части. У меня, например, тоже есть приказ командующего на увольнение еще июньский, однако из списков части не исключают до гжса. а в случае чего буду только с ком части судиться.

Olimpik

Участник
Сообщения: 25 Зарегистрирован: 03 окт 2007, 12:40

Непрочитанное сообщение Olimpik » 17 ноя 2007, 13:01 #3

Читайте также:  Продление ежегодного оплачиваемого отпуска: статья 124 ТК РФ, пошаговая инструкция

Quote (munmar)

200 ? 200px»:»»+(this.scrollheight+5)+»px»);»=>Но думаю надо было все таки с командиром части судиться — по приказу об исключении из списков части

Вы не совсем правы. Исключение из списков части при наличии приказа об увольнении законно, если поизведен полный расчет по вещевому, продовольственному и денежному довольствию! Необходимость обеспечения жильем при издании приказа об исключении из списков части Закон не предусматривает. У Вас добрый командир или просто этого не знает:

  1. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»
  2. Статья 34.
  3. А если он это прознает мне остается только пожелать вам удачи.

п.16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Поэтому я всем говорю: п.1 ст.23 ФЗ-76 запрещает УВОЛЬНЕНИЕ нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих при отсутствии их согласия на это.Никакого запрета на исключение из списков части указанная статья не содержит!!!!

Olimpik

Участник
Сообщения: 25 Зарегистрирован: 03 окт 2007, 12:40

Непрочитанное сообщение Olimpik » 18 ноя 2007, 13:21 #8

Quote (Kot)

200 ? 200px»:»»+(this.scrollheight+5)+»px»);»=> Может быть как-то разжуёте для меня?

Quote (vsud)

200 ? 200px»:»»+(this.scrollheight+5)+»px»);»=>А какое основание будет для исключения из списков части, если уволить нельзя?

Я имею в виду следующее: 1. Иногда издаются и незаконные приказы об увольнении вопреки п.1 ст.23, которые не удается оспорить и в судах. Несмотря на имеющийся законодательный запрет. Вам это известно. Если не оспорен — законен! 2.

При наличии такого приказа что мешает командиру издать приказ об исключении из списков части с оставлением в списках очередников? Нет жилья для постоянного проживания? А где вы видели запрет на исключение из списков части по причине отсутствия жилья? В п.16 ст.

34 Указа 1237 — и в п.1 ст.23 об этом ни слова!!

3. По моему мнению, и военнослужащий, дающий согласие на увольнение без исключения из списков части до получения жилого помещения, совершает большую ошибку. Нельзя путать законодательный запрет увольнения с условиями исключения из списков части. Поэтому нельзя давать согласия именно на увольнение без жилья и бороться в суде начинать немедленно после издания незаконного приказа.

Не стоит обольщаться обещанным неисключением из списков

Не стал искать судебные решения в эту тему, но поверьте — они мне попадались. Если Ваше мнение отлично от моего — готов положиться на более опытных….

Константин Маркин

Администратор
Сообщения: 19346 Зарегистрирован: 05 янв 2007, 19:03
Откуда: Великий Новгород, Москва

Поблагодарили:

Запрет увольнения военнослужащих без жилья

Жилье военным гражданам является большой проблемой и довольно актуальной по сегодняшний день. Государством были приняты ряд актов, которые оговаривают возможность приобретения крова по истечению службы на благо Родины.

Но не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Особенно исходя из ряда последних событий.

Очень много споров и разговоров возникло после того, как Президент РФ Путин В.В. в начале 2016 г. выдвинул Указ, согласно которому стало вполне законным увольнять военнослужащих без права обеспечения жильем.

Указ Президента, о котором в этой статье пойдет речь, стал для многих военнослужащих существенной угрозой – быть уволенным со службы и остаться без жилья.

Действие раннего №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» понесло значительные корректировки, которые относительно аннулируют запрет на увольнение военнослужащего, нуждающегося в жилплощади.

Это их законное право, получить жилье (из ряда условий), но многолетняя практика в который раз подтвердила уже, что большая часть воинского состава – ненужные кадры, злоупотребляющие своим положением и правами.

Злоупотребление проявляется в том, что когда служивцу, которому уже пора уходить со службы или он попал под увольнение, предлагают жилплощадь (согласно жилищно-санитарных норм пригодное для проживания, со всеми удобствами и т.д.), обычно в том районе, где он и проходил службу, но поступал отказ (неоднократно).

Указ Президента имеет прямое отношение к тем гражданам воинской службы, которые отслужили 10 лет и больше, а также действительно нуждаются в жилплощади.

Также их нельзя уволить, если далее проводить службу не позволяет состояние здоровья или преклонный возраст, сокращение штата, при этом остаться без жилья.

Чинный Указ ясно и однозначно распределяет правила, применяемые к военнослужащим, в отношении их увольнения, при этом, исключая вероятность неверной трактовки законодательства.

Одновременно, принятые поправки к закону и действующий Указ, являются гарантией соцзащиты военнослужащих отдельно взятых категорий, а также ограничивают злоупотребление с другой стороны.

Права органов военного управления

До 20 июня 2007 г. в РФ все военнослужащие были твердо уверены в своей неприкосновенности в отношении увольнения со службы, и при этом не получить или не встать на учет в очередь за жильем. К сожалению, эта практика подошла к концу.

До указанной даты ранее, строго было запрещено увольнять служивца без его личного согласия и без предоставления жилплощади.

Данное правило применимо к служебным квартирам, которые выдавались военным на время службы, особенно в краях отдаленных в стране и сложных по условиям (крайний север и т.д.), квартиры за договором найма и т.д.

Военная коллегия ВС РФ приняла определение ВКПИ07-30, которое гласит, что ст.34 п.17 никак не противоречит ст.23-ФЗ. Это определение было принято на основании предварительного судебного рассмотрения, которое выдвинула группа граждан, утверждающее противоречие статей.

В них говорилось, что если военнослужащий был обеспечен жильем на время прохождения службы по месту, но при увольнении он отказался от этого и жилья, обосновывая отказ тем, что хочет получить жилье в другом месте, то военная коллегия вправе уволить без его согласия.

Такое положение дел вызывало много споров.

В январе 2016 г. Президент РФ подтвердил правомерность такого положения, тем самым на законном уровне разрешив увольнение военных из штата без предоставления жилплощади, издав соответствующий Указ.

Если военный насчитывает более 10 лет стажа, то он в обязательном порядке должен быть обеспечен жильем после увольнения на постоянной основе.

Указ Президента РФ очерчивает круг тех лиц армии, которых можно уволить без согласия и обеспечения, при этом право оставаться на очереди на жилплощадь у уволенных по-прежнему сохраняется.

Любой военнослужащий, согласно действующему законодательству РФ, должен получить жилплощадь, обеспеченную государственным бюджетом в собственность для себя и своей семьи, в соответствии с этим законодательством и со всеми вытекающими.

Запрет увольнения военнослужащих без наличия жилья

По сегодняшний день продолжаются дискуссии вокруг Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., с недавними его поправками за Указом резидента РФ. Еще в начале января 2016 г. вступил в силу Указ №2 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы…».

Стоит задуматься о правомерности применения такого документа по отношению к военнослужащим. Для этого нужно обратиться к прежней трактовке закона. Изменения были внесены в апреле 2015 г. В чем суть изменений?

Стало возможным уволить военнослужащего без обеспечения жильем, также без его согласия, при его злоупотреблении в неоднократном отказе от предоставляемой жилплощади от государства.

За прежним законом о статусе военнослужащего было недопустимо увольнение без имения жилплощади. В связи с этим, многие армейцы сознательно использовали эту «дырку» в законе, чтобы продолжать служить в армии, нарабатывая себе стаж по выслуге лет и т.д.

Они прекрасно понимали, что их уволить никто не посмеет.

Увольнение с армии может происходить по трем основным причинам:

  • за достижением предельного возраста;
  • за состоянием здоровья;
  • за сокращением в штате.

Это правило применимо ко всем без исключения военным, но в отношении тех лиц, у которых за плечами насчитывается 10 и более лет службы, увольнение без наличия жилплощади не допустимо.

На основании этого многочисленно поступали отказы от военных в предоставлении им жилья. Таким образом, запрет увольнения военнослужащего без жилья оставлял право получения разного вида льгот и пособий, что отрицательно влияло на общую экономику страны.

По последним данным, на соцобеспечения военнослужащим было выделено до 60 млрд. рублей.
Условия предоставления

На каких условиях вообще военнослужащие получают жилплощадь от государства? В данном вопросе стоит руководствоваться положениями ст.15-ФЗ ОСВС.

В ней определяются основные параметры, на основании которых военнослужащие граждане имеют полноценное право рассчитывать на предоставление им жилой площади.

Уже в самих федерального законодательства актах излагаются детально поэтапность процесса оформления и получения жилья.

Федеральный закон ст.34 п.17 устанавливает круг лиц с военным статусом, которых запрещается увольнять с армии до обеспечения их жильем. Только после выдачи им законной площади разрешается издать приказ на исключение с должности и штата.

Читайте также:  Дополнительный отпуск. кому предоставляется, образец заявления, тк рф в 2020 году

Каким образом происходит предоставление жилплощади армейцу:

  • согласно условиям по договору социального найма;
  • переоформление жилья в собственность служащего;
  • в порядке предоставлении субсидиарной выплаты;
  • предоставление жилищного сертификата — ГЖС.

Стандартно военному полагается 18 кв.м жилой площади на одного члена семьи. Допускается превышение общей площади жилплощади до 18 кв.м. свыше нормы. Что это означает?

К примеру, семья состоит из трех человек, значит на каждого полагается за законом 54 кв.м жилья, но по факту приобретают они 60 кв.м. Если за распределительным жильем иных вариантов нет, то семья вполне спокойно может приобрести квартиру или дом с таким метражом.

Отдельное рассмотрение занимает процесс получения жилплощади, если уже после подачи заявления на метры, у военного произошло «расширение» семьи (бракосочетание или деторождение).

Таким образом, он может претендовать на дополнительные метры, но только если он своевременно подаст заявление, чтобы в учетном реестре смогли внести поправку.

Видео: Что положено

Куда обращаться

Как получить долгожданное жилье? Как только военный со своей семьей поступают в часть на службу или отведенный район, ему положено выделить служебное жилье в течение трех месяцев.

Но в данной жилплощади он имеет право только проживать до окончания срока службы за контрактом и т.д.

Если же служивец хочет получить свое собственное жилье, то вариантов несколько:

  • участие в накопительной ипотечной программе. По истечению трех лет службы, на военного из госбюджета выделяется определенная сумма средств, которую потом он сможет использовать в ипотеке через любой банк страны;
  • жилищная субсидия;
  • ЕДВ.
  • Если вы столкнулись с тем, что вас хотят уволить со службы , при этом ваш стаж насчитывает 10 лет и больше, не по состоянию здоровья или пенсионного возраста, без вашего согласия, оставив без крова над головой, то смело обращайтесь за помощью к военному юристу, либо иному специалисту, который грамотно разбирается в сфере судебной военной юрисдикции.
  • Как ни странно, но военная судебная практика тоже встречается не реже, чем обычные гражданско-процессуальные споры.

Нужен образец искового заявления о разделе имущества после развода 2020 года. Смотрите тут.

Можно ли вернуть девичью фамилию после развода? Нажимайте перейти.

Военнослужащий, который прослужил менее трех месяцев за местом службы, может быть уволенным из штата без права на обеспечения жильем вполне законно.

Те служивые, которые проходят службу в районах или областях, где они не имеют собственного жилья, в обязательном порядке на протяжении трех месяцев, должны получить служебную квартиру или иную другую жилплощадь для себя или своей семьи.

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Перед изучением
Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его
оглавлением.

Общие
положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилище
гарантировано статьей
15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих», в соответствии с данной статьей,
государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми
помещениями в форме предоставления им денежных средств на
приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления
им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим
Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

  • На весь срок военной
    службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

  • военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения
    профессионального образования в военной профессиональной
    образовательной организации или военной образовательной организации
    высшего образования и получения в связи с этим офицерского
    воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с
    ними члены их семей;

  • офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы
    после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их
    семей;

  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,
    являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту
    после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их
    семей.

Согласно п.14
ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с
военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и
членов их семей при перемене места жительства осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета
на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем
выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче
жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному
федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным
законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного
учета по прежнему месту жительства представляются указанными
гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при
получении жилого помещения по избранному месту жительства.

  1. Лицам, отказавшимся
    начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного
    жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по
    избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
    месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным
    законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание
    изменить место жительства,
    предоставляется жилищная субсидия.
  2. Пунктом
    2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что
    обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы
    по достижении ими предельного возраста пребывания на военной
    службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
    мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых
    составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были
    приняты органами местного самоуправления на учет в качестве
    нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними
    членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета
    по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме
    предоставления:
  3. жилого помещения в
    собственность бесплатно;
  4. жилого помещения по
    договору социального найма;
  5. единовременной денежной
    выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи
15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,
предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность
бесплатно или по договору социального найма, составляет 18
квадратных метров общей площади жилого помещения на одного
человека.

Военнослужащий, имеющий
воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную
службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного
возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской
части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской
Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной
образовательной организации или военной образовательной организации
высшего образования, военной кафедры при государственной
образовательной организации высшего образования, военнослужащий —
научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при
предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого
помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого
помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье
44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ «О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по
контракту в воинских частях по охране важных государственных
объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены
их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в
соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации (далее в настоящей статье
— проживающие совместно с ними члены их семей), на период
прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются
служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,
относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного
фонда.

Выводы
судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014
N 210-КГ14-5

Исковые
требования:
Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему
распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в
связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного
жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и
обратился в суд.

Позиция суда:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля
2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением
Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу
К.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьи
Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи
Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в
передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании
президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного
Суда Российской Федерации заявителю и его представителю
отказано.

Однако Верховный суд не
согласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства в
Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена
семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации
они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной
службы более 10 лет.

Согласно п.14
ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно
проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении
жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель
правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по
избранному месту жительства после увольнения с военной службы с
учетом супруги и дочери.

Читайте также:  Увольнение ветерана труда по инициативе работодателя: процедура, статьи ТК РФ

Иск об
обязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовского
областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковые
требования:
Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к
Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании
предоставить жилое помещение.

Позиция суда:
Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1
апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.
отказано.

Вышестоящий суд
согласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условием
обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории
является принятие решения органами местного самоуправления о
принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и
включении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, как
следует из материалов дела, истец является включенным в список
граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в
результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты
«Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания
по критериям безопасности.

Как следует из материалов
дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска
разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города
с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом
помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с
заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по
каким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилого
помещения

1.

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильем | без предоставления жилья

В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.

 1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к.

их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем.

Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

2. Увольнение по окончании контракта

Верховный суд подтвердил незаконность увольнения военнослужащих без жилья

Как бы того не хотелось некоторым командирам. Это тот самый случай, когда закон на стороне человека, а чиновникам он не писан. Как известно, после десяти лет службы уволить офицера без квартиры нельзя. И это незыблемая истина. Тем не менее, жизнь полна примеров, когда эту истину начинают толковать по-разному.

Это на своем опыте почувствовал офицер, служивший на острове Русском напротив Владивостока. Не так давно остров, по сути, был военной крепостью, где, по оценкам экспертов, находилось несколько десятков воинских частей.

Достаточно сказать, что там располагались боевые пловцы — секретное подразделение военно-морского спецназа. Однако в связи с саммитом АТЭС остров было решено демилитаризовать.

Военные части оттуда убрали, а многих офицеров уволили.

В число отставников попал и Виктор Б. Как сообщают в суде, он жил на острове вместе с женой и двумя малолетними детьми в двухкомнатной квартире. Еще в период службы он был поставлен на очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

В августе 2008 года он подал рапорт с просьбой обеспечить его жильем во Владивостоке, после чего уволить в связи с достижением предельного возраста. Начальство выполнило только половину просьбы: человека уволили, но без крыши над головой.

Теоретически логику начальства понять можно, мол, человек не вовсе бездомный, две комнаты на четверых — живи и радуйся. А то, что в тесноте, так это, по мнению чиновников, пустячок. Наши начальники (и не только в погонах) часто на себе не экономят, зато любят поберечь казну за счет небольшого человека.

Между тем положение Виктора Б. лишь немногим лучше бесквартирного. Территориально остров Русский находится в двух шагах от Владивостока: 25 минут на пароме — и ты в центре города. Фактически же это оторванный остров.

В плохую погоду паром может не прийти, мосты же только строятся. Из-за такого ненадежного сообщения островитян неохотно берут на работу во Владивостоке. А на острове работы нет. Быт, условия, дороги — все когда-нибудь будет лучше.

Но человеку ведь хочется жить здесь и сейчас.

Чиновники же искренне удивились, а разве офицеру плохо? Более того, они объяснили, что отставник слишком поздно попросил квартиру, потому и остался ни с чем.

По словам командования, в июле в листе беседы офицер согласился с увольнением и о квартире не заикался. А жилплощадь попросил лишь через месяц в своем рапорте.

Но, как объяснили военные чиновники, приказ был подготовлен, и уже ничего не изменишь.

Поразительно, что некоторые люди в мантиях поддержали командование, мол, раз уволен, так уволен. Пусть живет, как живет.

Поворот наметился, лишь, когда дело дошло до Верховного суда.

Высшая инстанция напомнила людям в мантиях простую норму: в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» нельзя уволить без квартиры человека в погонах, если он прослужил более десяти лет.

Исключения возможны только в том случае, если офицер сам согласился (такое тоже бывает) и подписал соответствующую бумагу. Здесь же человек не давал подобного согласия.

— Таким образом, законных оснований для увольнения Б. с военной службы у командования не имелось, — пояснил Верховный суд, — а выводы судов об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем являются ошибочными.

Об этом говорится в определении №211-В10-2 от 08 апреля 2010 года, а само дело включено в обзор судебной практики, чтобы стать ориентиром в решении подобных споров для всех судей. Каждый желающий может ознакомиться с полным текстом судебного постановления, которым восстановлено право уволенного с военной службы гражданина России.

К сожалению, этот акт суда не так уж часто встречается. Нередко даже при совершенных преднамеренных действиях нижестоящих судов, направленных на то, чтобы любым способом «обелить» командиров, судьи вышестоящего суда (надзорной инстанции) НЕ ЖЕЛАЮТ ВИДЕТЬ ПОПРАНИЯ ЗАКОНА. Однако наш совет только такой: ПРИ ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ И СВОБОД НУЖНО ИДТИ ДО КОНЦА.

Если Вы не намерены защищать свое право ДО КОНЦА, лучше не пробовать, а сразу отказаться от защиты права, не начинать судебный спор. Иначе «ПРОБА» негативно скажется не только на Ваших правах, но и на правах тех, кто будет защищать свое право после Вас. Имейте это в виду!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *