Квота для приема на работу в 2020: инвалидов, несовершеннолетних

Под квотой подразумевается определенная доля приема на работу отдельных категорий сотрудников в общей численности персонала организации. Для кого она установлена, кем, и как работает на практике – об этом речь ниже.

Введение системы квотирования для претендентов занять вакансии обязывает работодателей не отказывать в трудоустройстве инвалидам и людям, не достигшим совершеннолетия.

Подобный механизм регулирует также возможность трудоустройства граждан других стран на российские предприятия. Таким образом, квотированию подлежит прием на работу:

  • представителей молодежи, не достигших совершеннолетия;
  • людей с ограниченными возможностями;
  • иностранных граждан.

Квотирование применяется на рынках трудовых ресурсов каждой развитой страны.

Особенности квотирования для несовершеннолетних

Механизм установления квот касательно обеспечения работой несовершеннолетних должен реализоваться на основе законов, принятых субъектами РФ. Согласно этим нормативам:

  • работодатели несут обязательство по установлению квот в своих компаниях;
  • они же должны регламентировать их количество;
  • предоставлять отчетность;
  • определять соответствующие категории граждан, для которых действуют квоты, или же им взамен выдаются компенсации в денежной форме.

статью ⇒ Прием на работу несовершеннолетних 14 лет.

Пример 1. В столице еще с 2004 г. действует Закон г. Москвы под № 90. Согласно положениям документа все предприниматели, бизнес которых зарегистрирован в столице, а среднее количество сотрудников –100 чел. и более, обязаны предоставить молодежи работу.

Под понятие «молодежь» подходят:

  1. Подростки от 14 лет до 18.
  2. Сироты и те, кто остался без родительского попечения, если им еще не исполнилось 23 года.
  3. Дети, получившие рабочую специальность, которым еще нет 24 лет.
  4. Окончившие вуз (бакалавры, магистры), желающие обрести свое первое место работы. Это касается возраста 21-26 лет.

Важно! Размер квоты – 2% от среднесписочной численности (СЧ) всех работников, трудящихся в компании.

Квотирование: предоставление работы инвалидам

Человеку с инвалидностью должна предоставляться большая защита и помощь, чем здоровым гражданам. Ожидать ее следует от государства и от региональных организаций. Тем самым исполняется один из принципов основополагающего закона (Конституции), который гласит о праве каждого гражданина воплотить на практике наявные возможности и способности трудиться.

Когда местные органы не приняли необходимого закона и не установили к нанимателю требований касательно квот, то это не означает их отсутствие вообще. Руководитель предприятия обязан исполнять положения федерального закона № 181-ФЗ, который принят с целью защитить инвалидов социально.

Размер квоты колеблется от 2% до 4%. Конкретное значение показателя зависит от среднесписочной численности трудящихся предприятия и составляет:

Число работников, чел. Процент квоты
35-100 до 3,0
100 и больше 2,0 – 4,0

Когда проводится расчет квоты, в СЧ не включают тех, кто трудится в условиях, относящихся к вредным или опасным.

Установление конкретного процента квотирования согласно законодательству страны вверено властям в регионах.

Важно! От исполнения квоты освобождены наниматели, которые руководят общественными объединениями инвалидов. Это относится и к хозобществам, хозтовариществам с уставным фондом, состоящим из вложений этих объединений.

Трудоустройство иностранцев: особенности квотирования

Рабочие места для представителей других стран квотируются во многих сегментах экономики страны. Чтобы защитить отечественный рынок труда, государством ежегодно устанавливаются квоты относительно трудоустройства зарубежных специалистов. Тем самым определяется максимальное количество иностранцев, которые могут законно трудиться в той или иной отрасли производства или сферы услуг.

Когда наниматель предусматривает прием в свою организацию зарубежных специалистов, ему следует загодя подать в миграционную службу заявку. Если он сделает это, то получит приоритет, который сработает при распределении квот. Ведь не исключены ситуации, когда нанимателей, изъявивших желание нанять иностранцев, больше, чем позволяет квота.

На определенные места работы квоты не устанавливаются. Чтобы получить детальные сведения об этом, работодателю не помешает написать запрос в Минтруда и социальной защиты.

статью ⇒ Прием на работу иностранца в 2020.

От установления квот, как правило, освобождены рабочие места по:

  • должностям руководителей;
  • творческим и техническим профессиям.

Важно! Список квотированных рабочих позиций изменчив. Нанимателю обращаться с запросом разумно непосредственно перед началом формирования документа, разрешающему трудиться гражданину другой страны.

Некоторые особенности расчета численности по квотам

Работодатель определяет количество рабочих мест по квоте самостоятельно. За основу он принимает процент, установленный в регионе регистрации его бизнеса. К примеру, в Воронежской области квота для инвалидов составляет 3%, а в Ростовской – 4%.

Ориентироваться целесообразнее на среднесписочную численность на начало периода, который является отчетным.

Это поможет избежать ошибок в расчетах, поскольку в большинстве организаций постоянно происходит движение рабочей силы и изменение ее количества. Используются данные ф.

4-П, предназначенной для того, чтобы предоставить в органы статистики сведения о численности и заработке сотрудников.

Что происходит, когда СЧ сотрудников изменилась за отчетный период? Ответ в таблице:

Изменение численности и квоты
СЧ уменьшилась % квоты неизменен, но число вакансий уменьшается
СЧ выросла Увеличивается количество квотированных вакансий

Важно! Когда работник уже принят по квоте, то он остается на своем месте работы независимо от дальнейшего колебания количества сотрудников.

Несколько вопросов и ответов

Вопрос 1. Существует ли ответственность нанимателя за то, что он игнорирует квотирование и не выполняет установленные требования?

Ответ. Когда предприниматель-наниматель пренебрегает обязанностью касательно трудоустройства установленных законом категорий граждан или же откажет такому человеку в приеме на работу, хотя квота имеет место, ему придется заплатить админштраф 5000-10000 рублей. Это узаконено ст. 5,42 (ч. 1)  КоАП РФ.

Вопрос 2. Квота для трудоустройства иностранцев касается специалистов всех стран?

Ответ. Квота устанавливается только для людей, прибывших в страну в визовом режиме.

Ошибки при предоставлении квот

Посредством специальных проверок предприятий выявляются ошибки, наличие которых констатируется как невыполнение работодателем требований по квотам:

№ п/п Частые ошибки
1. Неправильно определена доля среднесписочного числа инвалидов. В результате она составляет менее 2% от СЧ сотрудников в целом
2. Рабочие условия не соответствуют тем требованиям и нормам, которым должны отвечать такие места
3. Человеку с ограниченными возможностями предоставили рабочее место, вид труда по которому ему запрещен и значится в перечне медицинских противопоказаний

Нередко наниматели попросту отказывают в трудоустройстве несовершеннолетним или инвалидам, хотя в компании присутствуют соответствующие вакансии.

Вопрос к эксперту. Как подсчитать СЧ сотрудников, актуальную для расчета квоты для людей с ограниченными возможностями?

Ответ. Чтобы все подсчитать правильно, немаловажно помнить, что в расчетах используются данные ф. 4-П и сведения о рабочих местах с условиями труда, которые за результатами аттестации отнесли к вредным или опасным.

Рассчитаем квоту с помощью такого примера:

Пример 2

Предпри­
ятие
Число трудящихся СЧ для расчета квоты Расчет квоты Квота фактическая
СЧ (ф. 4-П) с особенными условиями работы
1 42 15 42-15 = 27
2 45 10 45-10 = 35 35·2% = 0,7 1
2 110 5 110-5 = 105 105·2% = 2,1 2
3 200 39 200-39 = 161 161·2% = 3,22 3

На первом предприятии работодатель освобождается от квотирования, поскольку среднесписочная численность его сотрудников меньше 35 чел.

Когда рассчитывается количество рабочих мест, результат округляется до целого числа.

Инспектор по труду Рогов П. Д.

Наличие квот выполняет несколько задач. Механизм квотирования помогает социально незащищенным гражданам получить работу, молодежи – освоить первое рабочее место. Кроме того он способствует защите рынка труда страны.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Московские работодатели обязаны брать на работу инвалидов и молодежь

Согласно российскому законодательству Московские работодатели обязаны предоставлять рабочие места тем гражданам, которые особо нуждаются в соц.защите – инвалидам и молодежи (закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест» № 90 от 22.12.2004 г.).

К категории молодежи в данном случае относят:

  • Несовершеннолетних от 14 до 18 лет;
  • Лица до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования от 18 до 24 лет;
  • Выпускников учреждений высшего профессионального образования от 21 до 26 лет, впервые трудоустраивающихся на работу.
Читайте также:  Восстановление на работе по решению суда: запись в трудовой книжке в 2020 году, образцы документов

Кто обязан принимать на работу, а кому достаточно встать на учет в центре квотирования?

Закон о квотировании распространяется только на те компании, среднесписочная численность сотрудников которых больше 100 человек. Также повторим, что данная обязанность существует только для работодателей, ведущих деятельность в Москве.

Но имейте в виду, что компании, которые привлекают на работу иностранцев, обязаны встать на учет в центре квотирования, даже если численность штата меньше 100 человек!

Соответственно, если в компании трудятся иностранцы, то на учет в центр квотирования встать необходимо в любом случае. Как только численность штата “перевалит” за 99 человек, необходимо будет предоставить квотируемые рабочие места для незащищенных групп граждан.

Сколько сотрудников надо взять на работу?

Квота составляет 4% от среднесписочной численности штата: 2% из них приходится на инвалидов и 2% – на вышеуказанные категории молодежи.

Точное количество мест каждый работодатель рассчитывает самостоятельно, исходя из численности работников. При этом учитываются только те сотрудники, которые работают на территории Москвы. Филиалы и офисы компании в других регионах страны не включаются.

Если же работодатель трудоустраивает больше 2% инвалидов, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи можно уменьшить на соответствующую величину.

Работодатель, выполняющий требования данного законодательства, должен ежеквартально сдавать отчетность в службу занятости, подтверждающую выполнение им квоты.

А что будет, если не выполнять квоты?

Начнем с того, что будет, если вообще не выполнять обязанность по созданию квотируемых рабочих мест. За это предусмотрена административная ответственность: штраф для должностного лица варьируется от 3 000 до 10 000 рублей, для юридического лица – до 50 000 рублей.

Также санкции накладываются на тех работодателей, которые не предоставляют отчетность в службу занятости, делают это несвоевременно, в частичном или искаженном виде.

У работодателя есть выбор: принять необходимое количество сотрудников на работу или же выплачивать в бюджет г. Москвы сумму, соответствующую минимальной зарплате таких неприятных на работу сотрудников.

Имейте в виду, что гораздо выгоднее принять сотрудников, чем выплачивать за них МРОТ! Сумма, выплачиваемая в бюджет, невозвратная. Подумайте, прежде чем выбрать такой, казалось бы, более простой способ.

Не смотря на то, что этот вариант кажется более простым и экономичным, на практике это не всегда так. Во-первых, работодателям, создающим квотируемые места, предоставляется экономическая поддержка от государства. Во-вторых, иногда реальный сотрудник обходится дешевле, чем выплата МРОТ в городской бюджет (например, если он трудоустроен на часть ставки).

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних

С целью содействия в трудоустройстве лиц возрастом до 18-ти лет, на законодательном уровне установлены квоты, в соответствие с которыми работодатели обязаны выделять рабочие места для несовершеннолетних. В статье разберем, как обеспечивается квотирование рабочих мест для несовершеннолетних, а также выясним особенности по трудоустройству молодых граждан.

В соответствие с нормами трудового законодательства, работодатели обязаны оказывать содействие по трудоустройству лиц возрастом до 18-ти лет путем выделения и создания рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

Полномочия по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних переданы местным муниципалитетам.

Это значит, что количество рабочих мест, которые работодатель обязан выделить для трудоустройства молодых граждан, устанавливаются отдельно для каждого региона, в соответствие с местными законодательными актами.

К примеру, законом Иркутской области «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» установлено обязательство работодателей по трудоустройству лиц младше 18-ти лет в количестве не менее 1% от средней численности сотрудников.

При этом данное требование установлено для ИП и организаций с количеством работников более 100 человек. Если среднесписочное количество сотрудников составляет 100 единиц и меньше, либо работодатель находится в процедуре банкротства или ликвидации, то квота для такого работодателя не устанавливается.

В Москве квота по трудоустройству распространяется исключительно на несовершеннолетних из числа детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей. Если молодой работник не относится к одной из перечисленных категорий, то создавать (выделять) места работодатель для него не обязан.

В Ярославле депутатами городского совета на рассмотрение вынесен законопроект об установлении 1% квоты по трудоустройству несовершеннолетних лиц.

При этом депутаты предлагают установить квоту для работодателей со среднесписочным количество сотрудников от 50-ти единиц.

Таким образом, при сохранении показателя квоты (1%) чиновники увеличивают общее количество созданных рабочих мест за счет повышения числа работодателей.

статью ⇒ «Увольнение несовершеннолетнего: основания по ТК РФ, период отработки».

Как рассчитать квоту: формула, пример

  • Базой для расчета квоты по трудоустройству несовершеннолетних является средняя численность сотрудников организации/ИП по итогам отчетного месяца.
  • При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.
  • Формула для расчета среднесписочного количества работников имеет следующий вид:
  • СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес,
  • где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях).
  • Для расчета количества рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства несовершеннолетних, работодатель рассчитывает среднюю численность сотрудников по итогам прошедшего отчетного периода, умножает полученный результат на размер установленной квоты, после чего получает показатель для трудоустройства несовершеннолетних, действительный для следующего календарного месяца.

Рассмотрим пример. ООО «Альтаир» занимается производством и реализацией мебели. Средняя численность сотрудников организации в 2020 году составила 115 человек.

Согласно региональному нормативному акту, обязательства по созданию (выделению) рабочих мест для несовершеннолетних присваиваются работодателям (организациям и ИП) с численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты составляет 1%.

Рассчитаем среднесписочное количество работников по итогам января 2020 года.

Кол-во сотрудников Период работы в течение месяца (в календарных днях) Расчет среднесписочного количества
Сотрудники, которые отработали полный месяц 115 31 день 115 * 31 день = 3565
Сотрудники, принятые на работу в течение отчетного месяца 8 4 дня 8 * 4 дня = 32
Уволенные сотрудники 2 8 дней 2 * 8 дней = 16
ИТОГО средняя численность работников за месяц (3565 + 32 + 16) / 31 = 116,54

Среднесписочное количество сотрудников организации округляется до целого числа по математическим правилам (117 человек).

Рассчитаем количество рабочих мест, которые обязан выделить «Альтаир» для обеспечения квоты 1%:

117 чел. * 1% = 1,17 (1 человек).

В соответствие с расчетом, в феврале 2020 года «Альтаир» обязан трудоустроить минимум 1-го несовершеннолетнего работника.

Как выделить рабочее место для несовершеннолетнего

Для обеспечения выполнения квоты работодатель выделяет рабочие места из уже существующих в штатном расписании. Если вакансии отсутствуют, то работодатель обязан создать для несовершеннолетнего сотрудника новое рабочее место.

статью ⇒ «Трудовой договор с несовершеннолетним: как составить, образец».

Ограничения при трудоустройстве несовершеннолетнего

При выделении (создании) рабочего места организации учитывает следующие особенности:

  1. Ограничения по привлечению к труду. Характер работ, предусмотренной выделенной (созданной) должностью, не должен противоречить естественному нравственному и моральному развитию несовершеннолетнего работника. В связи с этим запрещено трудоустройство лиц младше 18-ти лет на работу в организации, связанные с игорным бизнесом, а также производством и реализацией алкогольной и табачной продукции. Кроме того, работодатель не вправе привлекать молодого сотрудника к тяжелому труду, а также к работе во вредных/опасных условиях.
  2. Длительность рабочего дня. Несовершеннолетний сотрудник привлекается к работе на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени: до 24-х часов в неделю (для лиц до 16-ти лет) и до 35-ти часов в неделю (для работников возрастом от 16-ти до 18-ти лет).
  3. Запрет на сверхурочные работы. Выделяя (создавая) рабочее место для несовершеннолетнего, работодатель должен учитывать, что для молодого работника запрещено устанавливать ночные смены (с 22:00 до 06:00), привлекать к работе в праздничные и выходные дни, направлять в командировки.
Читайте также:  Оплачиваются ли выходные в командировке, если сотрудник работал, в 2020

Документальное оформление

Рабочее место дня несовершеннолетнего сотрудника выделяется в соответствие со штатным расписанием. Если в штате отсутствуют вакансии, соответствующие установленным требованиям ТК РФ по трудоустройству несовершеннолетних, то работодатель обязан создать для молодого сотрудника новое рабочее место.

Основанием для создания вакансии для несовершеннолетнего является приказ, подписанный руководителем. В соответствие с приказом штатное расписание дополняется новой должностью, которая соответствует требованиям трудоустройства лиц до 18-ти лет.

Прием на работу несовершеннолетнего сотрудника оформляется:

  • приказом;
  • трудовым договором.

Сотрудник старше 14-ти лет подписывает трудовой договор с работодателем самостоятельно, от своего имени. Согласно ТК РФ, стороны могут заключить как срочный, так и бессрочный трудовой договор. При этом установление испытательного срока для несовершеннолетнего сотрудника действующим законодательством запрещено.

статью ⇒ «Как трудоустроить выпускника: оформление, документы».

Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот.

Квоты

Инвалиды — это граждане, требующие особой защищенности со стороны общества по причине стойкой утраты их физических, умственных или психических способностей к жизнедеятельности и имеющие статус инвалида.

Однако, несмотря на свою ограниченность в жизненных функциях, инвалиды имеют такие же права, как и обычные люди, в том числе они обладают правом на труд. На многих предприятиях в числе сотрудников есть инвалиды.

Но принимая на работу человека с ограниченными возможностями, организация обязана создать для него комфортные условия труда, а также предоставить некоторые дополнительные льготы.

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями.

Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.

Что касается квот, то согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., для всех предприятий. независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. установлены нормы для приема инвалидов на работу.

Причем данные нормы в каждом субъекте РФ могут варьироваться, но при этом не должны отклоняться от принятых законом № 181 значений.

Так, число работников с ограниченными возможностями в организации напрямую зависит от штата предприятия:

  • при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
  • при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.

Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.

Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов.

Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации.

Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:

  • в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;
  • если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

Порядок приема

При трудоустройстве инвалида работодатель в общеустановленном порядке должен запросить у него такие документы как: паспорт (документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку, СНИЛС, дипломы об окончании учебных заведений, документ воинского учета (для мужчин и военнообязанных лиц) и пр. (перечень указан в ч.

1 ст. 65 ТК РФ).

Однако для подтверждения инвалидности требуются еще два важных дополнительных документа:

  • справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;
  • ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.

Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот.

Льготы и налоговый вычет

В ст. 23 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 указаны некоторые гарантии труда инвалидов.

К ним относятся:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;
  • работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;
  • всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;
  • особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР. Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33—636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33—8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам Iи IIгруппы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб.

Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение

В ст. 73 ТК РФ указаны ситуации перевода, увольнения и отстранения от обязанностей сотрудников-инвалидов.

Так, если по медицинским показаниям работник-инвалид больше не способен выполнять свои трудовые обязанности, то работодатель обязан с письменного согласия самого работника перевести его на другую работу с подходящими условиями труда.

Выполнение данного условия со стороны работодателя направлено исключительно в интересах работника и в целях сохранения его здоровья.

Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.

А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Читайте также:  Роль охраны труда на предприятии

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2020 году — льготы при приеме инвалида на работу

Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности.

Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2020 г.

Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.

С 2020 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель ВОИ М. Терентьев

Нормативное регулирование трудоустройства инвалидов

В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:

Предоставление рабочих мест инвалидам

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:

Численность работников, чел. Размер квоты, %
Более 100 2-4
35-100 3

В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.

Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.

Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту

Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.

Основание для трудоустройства инвалидов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *