Кадры
Отчетность в военкомат — это три обязательных формы: № 6, № 18 и № 19. Сдавать их обязаны все юрлица, кроме ИП. Штраф за нарушения — 1000 рублей.
23 сентября 2020 Дидух Юлия
- Скачать скачать бланк формы 6 для военкомата (пустой для заполнения)
- Скачать образец отчета в военкомат по военнообязанным (заполненный)
- Скачать бланк № 18 для военкомата (пустой для заполнения)
- Скачать образец заполнения бланка карточки учета организации № 18 (заполненный)
Все российские организации-работодатели, независимо от формы собственности и структуры управления, обязаны вести учет работников и сдавать отчеты в военные комиссариаты. Избавлены от этой необходимости только индивидуальные предприниматели. Сроки такой отчетности и ответственность за ошибки закреплены законодательно. В 2020 году сдают:
- № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе»;
- № 18 «Карточка учета организации»;
- № 19 «Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ».
Документов, регулирующих отчеты кадровика в военкомат, несколько:
Кто готовит отчетность
Общая ответственность лежит на руководителе, но он назначает непосредственного исполнителя. Для этого издают приказ по организации, который устанавливает ответственного за воинский учет и отчет по военнообязанным. По законодательству, минимальное число таких уполномоченных лиц определяется численностью работников:
- до 500 военнообязанных лиц — один сотрудник (возможен даже совместитель);
- от 501 до 2000 человек — один специалист;
- от 2001 до 4000 военнообязанных — два уполномоченных исполнителя.
Именно эти сотрудники ведут учет, заполняют и сдают отчетность по военнообязанным.
Сроки сдачи отчетности по военнообязанным
Вся отчетность делится на ежегодную (подается один раз в году) и событийную (по мере приема новых работников). Сроки сдачи отчетов в военкомат в 2020 году собраны в таблице.
Отчет о численности работающих и забронированных граждан по новой форме 6 | До 31 декабря |
Карточка учета по форме 18 | |
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ по форме 19 | |
Перечень работников-мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет | До 1 ноября |
Отчет о приеме на работу и увольнении военнообязанных работников | В течение 2 недель с момента приема или увольнения |
Обновленная информация о семейном положении, Ф.И.О., адресе и состоянии здоровья военнообязанных сотрудников | В течение 2 недель с момента изменения |
Сведения о работниках, которые военнообязаны, но не состоят на воинском учете | В течение 2 недель с момента, когда узнали о нарушении |
Как заполнить форму № 18 за 2020 год
Карточка учета военнообязанных в организации составляется в трех экземплярах:
- два экземпляра в комиссариат: один — для самого военкомата, второй — для комитета по бронированию городского или муниципального совета;
- третий экземпляр остается в организации.
Бланк учетной карточки выглядит так:
Он состоит из основной части и титульного листа, в котором указывают полные реквизиты организации. На титульном листе указываем:
- наименование фирмы;
- Ф.И.О. руководителя и его номер телефона;
- юридический адрес (фактический и почтовый, если они отличаются);
- сведения о вышестоящей организации (если есть);
- все основные коды организации (ИНН, ОКВЭД, ОКПО, ОГРН, ОКАТО, ОКОПФ и т. д.).
В основной части необходимо указать общие количественные сведения о военнообязанных. Данные о лицах в запасе пишем в соответствии со званиями. Отдельно надо указать количество призывников, ограниченно годных лиц в запасе и данные о брони и профессиях. В конце информацию заверяют подписью и круглой печатью. Выглядит обратная сторона бланка так:
Как заполнить форму № 6 за 2020 год
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составляется в трех экземплярах, два из которых следует направить в военный комиссариат. Новые формы бланков военкомат и другие ведомства в этом году не утверждали.
Заполнить бланк разрешено от руки или с помощью компьютера. Отчет о военнообязанных детализирует сотрудников по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие.
Их необходимо разделить по воинским званиям на пребывающих в запасе и тех, на кого есть бронь.
Короткий алгоритм, как заполнять отчет по военнообязанным по форме 6:
- Укажите реквизиты организации.
- Укажите отчетный год.
- Перечислите число военнообязанных работников с детализацией по званию и пребыванию в запасе.
Вот так выглядит образец отчета в военкомат форма 6 за 2020 год:
Ответственность работодателя
За непредоставление отчетов в военкомат для организаций предусмотрена административная ответственность. Она зависит от того, какое нарушение допущено.
Работодатели отвечают за неизвещение сотрудников о вызове или непередачу им документов, поступивших на адрес компании.
Регулируют такую ответственность сразу несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- ст. 21.1 КоАП РФ за непредоставление данных о призывниках — штраф в размере от 300 до 1000 рублей;
- ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение о вызове и необеспечение явки работающего гражданина в военкомат — штраф в размере от 500 до 1000 рублей;
- ст. 21.4 КоАП РФ за отсутствие информации о лицах, которые не состоят на учете, хотя обязаны это сделать, — штраф в размере от 300 до 1000 рублей.
Несдача отчетности воинского учета квалифицируется по одной из этих статей. Чтобы не ошибиться и ничего не перепутать, уполномоченному кадровику следует сразу обратиться в военный комиссариат по месту регистрации организации и получить все образцы документов и детальную инструкцию, как их правильно заполнять. Такое взаимодействие военными только приветствуется.
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Ведение воинского учета в организации
Татьяна Скоробогатова, Москва
Воинский учет призывников и военнообязанных – это комплекс мероприятий, осуществляемый руководителями и должностными лицами организации в отношении работающих в ней граждан и предполагающий содействие военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
Чтобы обеспечить исполнение всех этих обязанностей, работодатель должен грамотно организовать военно-учетную работу, а также наладить взаимодействие с военкоматом по месту своей регистрации. На общем воинском учете состоят все граждане, пребывающие в запасе, и граждане, подлежащие призыву на военную службу.
Поэтому сотруднику кадровой службы, отвечающему за военно-учетную работу (ВУР), необходимо:
- определить, кто из граждан РФ подлежит постановке на воинский учет по месту работы;
- вести и хранить личные карточки работников, поставленных на воинский учет;
- оповещать работника о необходимости лично явиться в военкомат по месту жительства (для уточнения сведений или при отсутствии отметки о постановке на воинский учет) и обеспечивать ему возможность своевременно прибыть к месту, указанному военкоматом, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
- не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, с данными в документах воинского учета работников;
- вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения, организации, должности, места жительства или временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета. А работодателю, согласно п. 30 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете), необходимо проверить:
- наличие в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности;
- подлинность документов и записей воинского учета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета)), наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства (регистрации);
- сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), занимаемой должности, месте жительства или временного пребывания.
Схематично поток движения документов по воинскому учету представлен на рисунке.
Рисунок
При проверках военкомата предъявляется требование, чтобы документы по воинскому учету граждан в организациях хранились в недоступном месте, желательно в несгораемом сейфе. Целесообразно распределить их по трем папкам:
- руководящие и регламентирующие документы по воинскому учету;
- служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета;
- картотека личных карточек формы № Т-2 работников организации.
Практика показывает, что необходимо иметь не менее трех журналов учета, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью руководителя организации:
- журнал проверок состояния воинского учета граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе (см. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Методические рекомендации), Порядок проведения органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций, приложение к п. 8);
- журнал учета личных карточек формы № Т-2 (ВУР);
- журнал регистрации исходящих документов.
Желательно оформить стенд с выдержками из подзаконных актов по воинскому учету и справочной информацией:
- состав и воинские звания граждан пребывающих в запасе;
- обязанности граждан по воинскому учету и мобилизации;
- выписка из главы 21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Административные правонарушения в области воинского учета».
Рассмотрим более подробно содержимое указанных папок.
Руководящие и регламентирующие документы по воинскому учету
В этой папке представлены следующие руководящие документы по воинскому учету:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Федеральной закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях.
Кроме того, здесь должны содержаться и регламентирующие документы:
- приказ руководителя организации о назначении работника, ответственного за воинский учет, который следует согласовать с военным комиссариатом по юридическому адресу организации (п. 22 Методических рекомендаций и приложение № 4 к ним);
- месячный, квартальный и годовой планы работы, согласованные с военным комиссариатом по юридическому адресу организации (п. 37 Методических рекомендаций и приложение № 17 к ним);
- акт приема-передачи документов по военно-учетной работе (п. 22 Методических рекомендаций);
- документ, регламентирующий функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
В данных нормативных актах определены основные функции и обязанности должностных лиц по ведению воинского учета в организации, независимо от формы собственности.
На сотрудника, занимающегося военно-учетной работой, издается приказ, и составляется план работы, оригинал которого необходимо передать в военкомат, а копии – хранить в данной папке. При временном убытии такого работника руководитель организации должен своим приказом назначить другого сотрудника.
В этом случае последнему передаются по акту все документы по воинскому учету. Должностная инструкция, в которой изложены функциональные обязанности такого работника, представлена в приложении 1.
Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета
В соответствии с главой IV Методических рекомендаций по вопросам воинского учета граждан, пребывающих в запасе, ведется служебное делопроизводство (отдельное дело). Поэтому в данной папке следует хранить всю переписку по воинскому учету:
- сообщения о принятых и уволенных на работу гражданах, пребывающих в запасе;
- сведения об изменении учетных данных граждан, пребывающих в запасе;
- списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки сведений, содержащихся в личных карточках формы № Т-2, с учетными данными военных комиссариатов;
- списки пребывающих в запасе граждан, подлежащих снятию с воинского учета по возрасту;
- списки пребывающих в запасе граждан, подлежащих снятию с воинского учета по состоянию здоровья;
- списки граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ;
- списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
Согласно п. 29 Методических рекомендаций, для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках организации и документах воинского учета военных комиссариатов, должностные лица, ответственные за ВУР, направляют:
- в двухнедельный срок – сведения о поступлении на работу и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету;
- в двухнедельный срок – сведения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете;
- в двухнедельный срок (по запросам) – сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о сотрудниках, которые не находятся на воинском учете, но обязаны на нем состоять;
- до 1 ноября – списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
- не реже одного раза в год – сведения о воинском учете из личных карточек для сверки их с данными, содержащимися в документах воинского учета военкоматов.
- до 1 декабря представлять в органы местного самоуправления ежегодный отчет по форме № 6.
Сообщения о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, ответственный за ВУР работник обязан направить в военкомат по месту жительства или месту пребывания граждан по форме, предусмотренной приложением № 9 к Методическим рекомендациям и подпунктом «а» п. 29 Методических рекомендаций (пример оформления см. в приложении 2).
Такие сообщения составляются в двух экземплярах. Первый направляется в военкомат по месту жительства (месту пребывания) работника, второй – подшивается в дело по переписке с военкоматом. Как правило, сообщения высылают по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении), сделав соответствующую запись в журнале регистрации исходящих документов.
Порядок сообщения организациями об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства (места пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, указан в форме, предусмотренной приложением № 13 к Методическим рекомендациям и подпункте «е» п. 29 Методических рекомендаций (примет оформления см. в приложении 3). Для этого заполняется листок сообщения об изменении сведений и направляется в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания) работника.
Главой 21 КоАП РФ за правонарушения в области воинского учета для работодателя установлена следующая административная ответственность:
- За непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ).
- За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову штраф составляет от 500 до 1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).
- За несообщение сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Картотека личных карточек формы № Т-2 работников организации
Заполненные личные карточки формы № Т-2 на принятых на работу граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, помещаются в отдельную папку по соответствующим разделам (приложение № 7 к Методическим рекомендациям и п. 24 Методических рекомендаций):
- личные карточки офицеров запаса;
- личные карточки солдатов, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов;
- личные карточки военнообязанных запаса женского пола, имеющих военно-учетные специальности;
- личные карточки призывников.
Эта картотека выстраивается по алфавиту. При увольнении военнообязанных работников их личные карточки на основании копии приказа об увольнении изымаются из картотеки организации и сдаются в архив.
Личные карточки работников, достигших предельного возраста, пребывающих в запасе, и граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, также изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе, с соответствующей отметкой в военном билете.
В соответствии с п.
33 Положения о воинском учете контроль над воинским учетом в организациях осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военкоматами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Своевременное и достоверное ведение документации по воинскому учету позволяет избежать штрафов при проведении проверок уполномоченными лицами.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Воинский учёт в организации
Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации.
В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:
1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;
2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!
Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).
Кто подлежит воинскому учёту?
Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.
- Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):
- 1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;
- 2) проходящие военную службу;
- 3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- 4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- 5) постоянно проживающие за пределами РФ;
- 6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).
- На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
- Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
- Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?
- 1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.
2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.
- 3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- 4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
- 5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).
- 6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- 7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- 8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
- Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!
Может быть подан в электронном виде.
Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).
- Типичные ошибки ведения воинского учёта.
- 1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;
- 2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;
- 3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;
- 4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;
- 5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;
6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.
Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ.
За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно.
Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.
Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:
— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);
— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);
— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.
Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.
Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.
Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 01.05.2017
- Все консультации автора
Воинский учет в организации
Воинский учет должны вести все организации. При этом форма собственности и организационно-правовая форма никакой роли не играют. Надеяться на то, что в маленькой фирме можно не вести такой учет, не стоит.
Содержание статьи:
1. Ведение воинского учета в организации
2. Кто в организации должен вести воинский учет
3. Организация воинского учета в организации
4. Документы по ведению воинского учета в организациях
5. Ответственность за неведение воинского учета
- 1. Ведение воинского учета в организации
- Для чего нужен воинский учет?
Воинский учет на предприятии нужен для обеспечения обороноспособности страны. В мирное время речь идет о пополнении рядов Вооруженных сил РФ лицами, способными нести воинскую службу. В самом простом случае — это мужчины призывного возраста (18-27 лет), годные по состоянию здоровья к исполнению воинского долга.
В периоды военных конфликтов, в ситуациях, когда безопасность страны может оказаться под угрозой, воинский учет обеспечивает мобилизацию в армию военнообязанных лиц.
Ведение воинского учета в организации позволяет также спланировать пополнение людскими трудовыми ресурсами органов власти на различных уровнях.
Речь идет о «прикрепление» военнообязанных граждан, находящихся в запасе к госструктурам.
Это нужно для того, чтобы в ситуациях, когда решения приходится принимать в сжатые сроки, такие граждане не были сразу отравлены в зоны военных конфликтов, а могли привлекаться к исполнению обязанностей в различных организациях, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Примеры таких организаций: государственная противопожарная служба, государственная служба исполнения наказаний и аналогичные.
Это так называемые «забронированные» военнообязанные, в отношении которых ведется специальный воинский учет. Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету (п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Бронирование — еще одна обязанность работодателей. Но не всех, а тех, у кого есть, например, договор госзаказа на период мобилизации (в военное время), либо определены особые полномочия в военное время.
Нормативных документов, касающихся воинского учета достаточно много, в работе необходимо учитывать требования 4-х основных из них:
Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция
Представляем пошаговую инструкцию ведения воинского учета в организации в формате ответов на часто задаваемые вопросы.
Руководство СБЕР Решений будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре воинского учета, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями
Для начала разберемся, что такое воинский учет (ВУ) и для чего он нужен.
Под воинским учетом понимают регистрацию призывных и мобилизационных людских ресурсов для анализа их количественного и качественного состава. С точки зрения государства, создание системы воинского учета позволяет четко понимать, в какой момент времени, на какой территории, в каком количестве находятся людские ресурсы, и оперативно ими управлять.
Вести воинский учет сотрудников организации обязует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За нарушения в области воинского учета работодателю грозит административная ответственность (глава 21 КоАП РФ). Воинский учет: последовательность действий
Шаг 1.
Назначить ответственногоНесмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься непосредственно учетной работы может другой сотрудник предприятия. Количество ответственных, прикрепленных к учету, зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г.
N 719 установило следующие нормы:- менее 500 граждан — 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству- от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник- от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника- на каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работникПри этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым находится под контролем.
Вопрос: Может ли подписывать документы по воинскому учету уполномоченное генеральным директором организации лицо? Что необходимо для этого?
Ответ: Руководитель организации обязательно подписывает: ежегодный план по ведению ВУ и приказ о назначении ответственного.
Остальные документы по воинскому учету (изменения сведений, сведения о приеме, увольнении), расписки в журнале учета листков сообщений может подписывать уполномоченное лицо на основании выданной доверенности (раздел III, п. 27, 28, 29, 36 Обязанности работников, осуществляющих ВУ Методических рекомендаций по ведению воинского учета)».
Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?
Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо.
Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.
Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на какого-то сотрудника? Какое должно быть название этой должности?
Ответ: Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату. Совмещение оформляется по правилам, установленным ст. 60.2 ТК РФ.
Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.Подлежат ВУ:
— Граждане мужского пола, подлежащие первоначальному учету в возрасте от 15 до 17 лет- Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 27 лет- Граждане, пребывающие в запасе- Граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальностиНе подлежат ВУ:- Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности- Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания- Лица, постоянно проживающие за пределами РФ- Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу- Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе- Граждане, освобожденные от военной службы- Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ
Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?
Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).
Вопрос: Где можно ознакомиться с перечнем военно-учетных специальностей для женщин?
Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция
Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.
О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.
Основные задачи воинского учета в организации
Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.
Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.
Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.
Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.
Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству.
Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника.
На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.
За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации
Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:
- Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
- Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.
Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:
- Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
- На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
- Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
- В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.
В документах по воинскому учету содержится следующая информация:
- ФИО, дата, место рождения, местожительство;
- Семейное положение;
- Основные антропометрические данные;
- Образование;
- Место работы;
- Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
- Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
- Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
- Владение иностранными языками;
- Наличие спортивных разрядов;
- Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.
Составление плана работы военно-учетного стола
Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:
- Порядок ведения картотеки;
- Подготовку годового плана;
- Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
- Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.
Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».
Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.
Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.
Проверка военно-учетной документации
- Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).
- Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.
- Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.
Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.
По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.
Ответственность должностных лиц
Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя.
В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.
В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.
Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.
При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.
В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.