Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Кадры

Отчетность в военкомат — это три обязательных формы: № 6, № 18 и № 19. Сдавать их обязаны все юрлица, кроме ИП. Штраф за нарушения — 1000 рублей.

23 сентября 2020 Дидух Юлия Как составить картотеку военнообязанных работников в организации Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

  • Скачать скачать бланк формы 6 для военкомата (пустой для заполнения)
  • Скачать образец отчета в военкомат по военнообязанным (заполненный)
  • Скачать бланк № 18 для военкомата (пустой для заполнения)
  • Скачать образец заполнения бланка карточки учета организации № 18 (заполненный)

Все российские организации-работодатели, независимо от формы собственности и структуры управления, обязаны вести учет работников и сдавать отчеты в военные комиссариаты. Избавлены от этой необходимости только индивидуальные предприниматели. Сроки такой отчетности и ответственность за ошибки закреплены законодательно. В 2020 году сдают:

  • № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе»;
  • № 18 «Карточка учета организации»;
  • № 19 «Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ».

Документов, регулирующих отчеты кадровика в военкомат, несколько:

Кто готовит отчетность

Общая ответственность лежит на руководителе, но он назначает непосредственного исполнителя. Для этого издают приказ по организации, который устанавливает ответственного за воинский учет и отчет по военнообязанным. По законодательству, минимальное число таких уполномоченных лиц определяется численностью работников:

  • до 500 военнообязанных лиц — один сотрудник (возможен даже совместитель);
  • от 501 до 2000 человек — один специалист;
  • от 2001 до 4000 военнообязанных — два уполномоченных исполнителя.

Именно эти сотрудники ведут учет, заполняют и сдают отчетность по военнообязанным.

Сроки сдачи отчетности по военнообязанным

Вся отчетность делится на ежегодную (подается один раз в году) и событийную (по мере приема новых работников). Сроки сдачи отчетов в военкомат в 2020 году собраны в таблице.

Что сдавать До какого числа сдается отчет в военкомат
Отчет о численности работающих и забронированных граждан по новой форме 6 До 31 декабря
Карточка учета по форме 18
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа ГПЗ по форме 19
Перечень работников-мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет До 1 ноября
Отчет о приеме на работу и увольнении военнообязанных работников В течение 2 недель с момента приема или увольнения
Обновленная информация о семейном положении, Ф.И.О., адресе и состоянии здоровья военнообязанных сотрудников В течение 2 недель с момента изменения
Сведения о работниках, которые военнообязаны, но не состоят на воинском учете В течение 2 недель с момента, когда узнали о нарушении

Как заполнить форму № 18 за 2020 год

Карточка учета военнообязанных в организации составляется в трех экземплярах:

  • два экземпляра в комиссариат: один — для самого военкомата, второй — для комитета по бронированию городского или муниципального совета;
  • третий экземпляр остается в организации.

Бланк учетной карточки выглядит так:

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Он состоит из основной части и титульного листа, в котором указывают полные реквизиты организации. На титульном листе указываем:

  • наименование фирмы;
  • Ф.И.О. руководителя и его номер телефона;
  • юридический адрес (фактический и почтовый, если они отличаются);
  • сведения о вышестоящей организации (если есть);
  • все основные коды организации (ИНН, ОКВЭД, ОКПО, ОГРН, ОКАТО, ОКОПФ и т. д.).

В основной части необходимо указать общие количественные сведения о военнообязанных. Данные о лицах в запасе пишем в соответствии со званиями. Отдельно надо указать количество призывников, ограниченно годных лиц в запасе и данные о брони и профессиях. В конце информацию заверяют подписью и круглой печатью. Выглядит обратная сторона бланка так:

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Как заполнить форму № 6 за 2020 год

Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составляется в трех экземплярах, два из которых следует направить в военный комиссариат. Новые формы бланков военкомат и другие ведомства в этом году не утверждали.

Заполнить бланк разрешено от руки или с помощью компьютера. Отчет о военнообязанных детализирует сотрудников по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие.

Их необходимо разделить по воинским званиям на пребывающих в запасе и тех, на кого есть бронь.

Короткий алгоритм, как заполнять отчет по военнообязанным по форме 6:

  1. Укажите реквизиты организации.
  2. Укажите отчетный год.
  3. Перечислите число военнообязанных работников с детализацией по званию и пребыванию в запасе.

Вот так выглядит образец отчета в военкомат форма 6 за 2020 год:

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Ответственность работодателя

За непредоставление отчетов в военкомат для организаций предусмотрена административная ответственность. Она зависит от того, какое нарушение допущено.

Работодатели отвечают за неизвещение сотрудников о вызове или непередачу им документов, поступивших на адрес компании.

Регулируют такую ответственность сразу несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • ст. 21.1 КоАП РФ за непредоставление данных о призывниках — штраф в размере от 300 до 1000 рублей;
  • ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение о вызове и необеспечение явки работающего гражданина в военкомат — штраф в размере от 500 до 1000 рублей;
  • ст. 21.4 КоАП РФ за отсутствие информации о лицах, которые не состоят на учете, хотя обязаны это сделать, — штраф в размере от 300 до 1000 рублей.

Несдача отчетности воинского учета квалифицируется по одной из этих статей. Чтобы не ошибиться и ничего не перепутать, уполномоченному кадровику следует сразу обратиться в военный комиссариат по месту регистрации организации и получить все образцы документов и детальную инструкцию, как их правильно заполнять. Такое взаимодействие военными только приветствуется.

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Ведение воинского учета в организации

Татьяна Скоробогатова, Москва

Воинский учет призывников и военнообязанных – это комплекс мероприятий, осуществляемый руководителями и должностными лицами организации в отношении работающих в ней граждан и предполагающий содействие военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту жительства или мес­ту пребывания в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Чтобы обеспечить исполнение всех этих обязанностей, работодатель должен грамотно организовать военно-учетную работу, а также наладить взаимодействие с военкоматом по месту своей регистрации. На общем воинском учете состоят все граждане, пребывающие в запасе, и граждане, подлежащие призыву на военную службу.

Поэтому сотруднику кадровой службы, отвечающему за военно-учетную работу (ВУР), необходимо:

  • определить, кто из граждан РФ подлежит постановке на воинский учет по месту работы;
  • вести и хранить личные карточки работников, поставленных на воинский учет;
  • оповещать работника о необходимости лично явиться в военкомат по месту жительства (для уточнения сведений или при отсутствии отметки о постановке на воинский учет) и обеспечивать ему возможность своевременно прибыть к месту, указанному военкоматом, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
  • не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, с данными в документах воинского учета работников;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения, организации, должности, места жительства или временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета. А работодателю, согласно п. 30 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете), необходимо проверить:

  • наличие в паспорте отметки об отношении к воинской обязанности;
  • подлинность документов и записей воинского учета (удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета)), наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства (регистрации);
  • сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), занимаемой должности, месте жительства или временного пребывания.

Схематично поток движения документов по воинскому учету представлен на рисунке.

Рисунок

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

При проверках военкомата предъявляется требование, чтобы документы по воинскому учету граждан в организациях хранились в недоступном месте, желательно в несгораемом сейфе. Целесообразно распределить их по трем папкам:

  • руководящие и регламентирующие документы по воинскому учету;
  • служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 работников организации.

Практика показывает, что необходимо иметь не менее трех журналов учета, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью руководителя организации:

  • журнал проверок состояния воинского учета граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе (см. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. начальником Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Методические рекомендации), Порядок проведения органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций, приложение к п. 8);
  • журнал учета личных карточек формы № Т-2 (ВУР);
  • журнал регистрации исходящих документов.
Читайте также:  Трудовой договор с бухгалтером ООО: образец 2020

Желательно оформить стенд с выдержками из подзаконных актов по воинскому учету и справочной информацией:

  • состав и воинские звания граждан пребывающих в запасе;
  • обязанности граждан по воинскому учету и мобилизации;
  • выписка из главы 21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Административные правонарушения в области воинского учета».

Рассмотрим более подробно содержимое указанных папок.

Руководящие и регламентирующие документы по воинскому учету

В этой папке представлены следующие руководящие документы по воинскому учету:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральной закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях.

Кроме того, здесь должны содержаться и регламентирующие документы:

  • приказ руководителя организации о назначении работника, ответственного за воинский учет, который следует согласовать с военным комиссариатом по юридическому адресу организации (п. 22 Методических рекомендаций и приложение № 4 к ним);
  • месячный, квартальный и годовой планы работы, согласованные с военным комиссариатом по юридическому адресу организации (п. 37 Методических рекомендаций и приложение № 17 к ним);
  • акт приема-передачи документов по военно-учетной работе (п. 22 Методических рекомендаций);
  • документ, регламентирующий функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

В данных нормативных актах определены основные функции и обязанности должностных лиц по ведению воинского учета в организации, независимо от формы собственности.

На сотрудника, занимающегося военно-учетной работой, издается приказ, и составляется план работы, оригинал которого необходимо передать в военкомат, а копии – хранить в данной папке. При временном убытии такого работника руководитель организации должен своим приказом назначить другого сотрудника.

В этом случае последнему передаются по акту все документы по воинскому учету. Должностная инструкция, в которой изложены функциональные обязанности такого работника, представлена в приложении 1.

Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета

В соответствии с главой IV Методических рекомендаций по вопросам воинского учета граждан, пребывающих в запасе, ведется служебное делопроизводство (отдельное дело). Поэтому в данной папке следует хранить всю переписку по воинскому учету:

  • сообщения о принятых и уволенных на работу гражданах, пребывающих в запасе;
  • сведения об изменении учетных данных граждан, пребывающих в запасе;
  • списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки сведений, содержащихся в личных карточках формы № Т-2, с учетными данными военных комиссариатов;
  • списки пребывающих в запасе граждан, подлежащих снятию с воинского учета по возрасту;
  • списки пребывающих в запасе граждан, подлежащих снятию с воинского учета по состоянию здоровья;
  • списки граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ;
  • списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Согласно п. 29 Методических рекомендаций, для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках организации и документах воинского учета военных комиссариатов, должностные лица, ответственные за ВУР, направляют:

  • в двухнедельный срок – сведения о поступлении на работу и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету;
  • в двухнедельный срок – сведения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете;
  • в двухнедельный срок (по запросам) – сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о сотрудниках, которые не находятся на воинском учете, но обязаны на нем состоять;
  • до 1 ноября – списки работников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  • не реже одного раза в год – сведения о воинском учете из личных карточек для сверки их с данными, содержащимися в документах воинского учета военкоматов.
  • до 1 декабря представлять в органы местного самоуправления ежегодный отчет по форме № 6.

Сообщения о приеме и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, ответственный за ВУР работник обязан направить в военкомат по месту жительства или месту пребывания граждан по форме, предусмотренной приложением № 9 к Методическим рекомендациям и подпунктом «а» п. 29 Методических рекомендаций (пример оформления см. в приложении 2).

Такие сообщения составляются в двух экземплярах. Первый направляется в военкомат по месту жительства (месту пребывания) работника, второй – подшивается в дело по переписке с военкоматом. Как правило, сообщения высылают по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении), сделав соответствующую запись в журнале регистрации исходящих документов.

Порядок сообщения организациями об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения, должности, места жительства (места пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, указан в форме, предусмотренной приложением № 13 к Методическим рекомендациям и подпунк­те «е» п. 29 Методических рекомендаций (примет оформления см. в приложении 3). Для этого заполняется листок сообщения об изменении сведений и направляется в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания) работника.

Главой 21 КоАП РФ за правонарушения в области воинского учета для работодателя установлена следующая административная ответственность:

  • За непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, в установленный срок списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову штраф составляет от 500 до 1000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).
  • За несообщение сведений о принятых либо уволенных работниках, состоящих (обязанных состоять) на воинском учете, налагается административный штраф в размере от 300 до 1000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Картотека личных карточек формы № Т-2 работников организации

Заполненные личные карточки формы № Т-2 на принятых на работу граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, помещаются в отдельную папку по соответствующим разделам (приложение № 7 к Методическим рекомендациям и п. 24 Методических рекомендаций):

  • личные карточки офицеров запаса;
  • личные карточки солдатов, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов;
  • личные карточки военнообязанных запаса женского пола, имеющих военно-учетные специальности;
  • личные карточки призывников.

Эта картотека выстраивается по алфавиту. При увольнении военнообязанных работников их личные карточки на основании копии приказа об увольнении изымаются из картотеки организации и сдаются в архив.

Личные карточки работников, достигших предельного возраста, пребывающих в запасе, и граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья, также изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе, с соответствующей отметкой в военном билете.

В соответствии с п.

 33 Положения о воинском учете контроль над воинским учетом в организациях осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военкоматами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Своевременное и достоверное ведение документации по воинскому учету позволяет избежать штрафов при проведении проверок уполномоченными лицами.

Приложение 1

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Приложение 2

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Приложение 3

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Воинский учёт в организации

Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации.

В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

  • Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):
  • 1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;
  • 2) проходящие военную службу;
  • 3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • 4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • 5) постоянно проживающие за пределами РФ;
  • 6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

  1. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
  3. Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?
  4. 1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Читайте также:  Трудовой договор с условием об испытании (скачать образец)

Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

  • 3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • 4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • 5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).
  • 6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • 7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • 8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
  • Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

Как составить картотеку военнообязанных работников в организации

Может быть подан в электронном виде.

Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

  1. Типичные ошибки ведения воинского учёта.
  2. 1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;
  3. 2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;
  4. 3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;
  5. 4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;
  6. 5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ.

За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно.

Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.05.2017
  •   Все консультации автора

Воинский учет в организации

Воинский учет должны вести все организации. При этом форма собственности и организационно-правовая форма никакой роли не играют. Надеяться на то, что в маленькой фирме можно не вести такой учет, не стоит.

Содержание статьи:

1. Ведение воинского учета в организации

2. Кто в организации должен вести воинский учет

3. Организация воинского учета в организации

4. Документы по ведению воинского учета в организациях

5. Ответственность за неведение воинского учета

  • Как составить картотеку военнообязанных работников в организации
  • 1. Ведение воинского учета в организации
  • Для чего нужен воинский учет?

Воинский учет на предприятии нужен для обеспечения обороноспособности страны. В мирное время речь идет о пополнении рядов Вооруженных сил РФ лицами, способными нести воинскую службу. В самом простом случае — это мужчины призывного возраста (18-27 лет), годные по состоянию здоровья к исполнению воинского долга.

В периоды военных конфликтов, в ситуациях, когда безопасность страны может оказаться под угрозой, воинский учет обеспечивает мобилизацию в армию военнообязанных лиц.

Ведение воинского учета в организации позволяет также спланировать пополнение людскими трудовыми ресурсами органов власти на различных уровнях.

Речь идет о «прикрепление» военнообязанных граждан, находящихся в запасе к госструктурам.

Это нужно для того, чтобы в ситуациях, когда решения приходится принимать в сжатые сроки, такие граждане не были сразу отравлены в зоны военных конфликтов, а могли привлекаться к исполнению обязанностей в различных организациях, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Примеры таких организаций: государственная противопожарная служба, государственная служба исполнения наказаний и аналогичные.

Это так называемые «забронированные» военнообязанные, в отношении которых ведется специальный воинский учет. Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету (п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Бронирование — еще одна обязанность работодателей. Но не всех, а тех, у кого есть, например, договор госзаказа на период мобилизации (в военное время), либо определены особые полномочия в военное время.

Нормативных документов, касающихся воинского учета достаточно много, в работе необходимо учитывать требования 4-х основных из них:

Как начать вести воинский учет: пошаговая инструкция

Представляем пошаговую инструкцию ведения воинского учета в организации в формате ответов на часто задаваемые вопросы.

Руководство СБЕР Решений будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре воинского учета, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями

Для начала разберемся, что такое воинский учет (ВУ) и для чего он нужен.

Под воинским учетом понимают регистрацию призывных и мобилизационных людских ресурсов для анализа их количественного и качественного состава. С точки зрения государства, создание системы воинского учета позволяет четко понимать, в какой момент времени, на какой территории, в каком количестве находятся людские ресурсы, и оперативно ими управлять.

Вести воинский учет сотрудников организации обязует Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». За нарушения в области воинского учета работодателю грозит административная ответственность (глава 21 КоАП РФ). Воинский учет: последовательность действий

Шаг 1.

Назначить ответственногоНесмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься непосредственно учетной работы может другой сотрудник предприятия. Количество ответственных, прикрепленных к учету, зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г.

N 719 установило следующие нормы:- менее 500 граждан — 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству- от 500 до 2000 граждан — 1 освобожденный работник- от 2000 до 4000 граждан — 2 освобожденных работника- на каждые последующие 3000 граждан — 1 освобожденный работникПри этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым находится под контролем.

Вопрос: Может ли подписывать документы по воинскому учету уполномоченное генеральным директором организации лицо? Что необходимо для этого?

Ответ: Руководитель организации обязательно подписывает: ежегодный план по ведению ВУ и приказ о назначении ответственного.

Остальные документы по воинскому учету (изменения сведений, сведения о приеме, увольнении), расписки в журнале учета листков сообщений может подписывать уполномоченное лицо на основании выданной доверенности (раздел III, п. 27, 28, 29, 36 Обязанности работников, осуществляющих ВУ Методических рекомендаций по ведению воинского учета)».

Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?

Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо.

Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.

Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на какого-то сотрудника? Какое должно быть название этой должности?

Читайте также:  От чего зависит размер пенсии по выслуге лет учителям

Ответ: Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату. Совмещение оформляется по правилам, установленным ст. 60.2 ТК РФ.

Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.Подлежат ВУ:

— Граждане мужского пола, подлежащие первоначальному учету в возрасте от 15 до 17 лет- Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 27 лет- Граждане, пребывающие в запасе- Граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальностиНе подлежат ВУ:- Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности- Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания- Лица, постоянно проживающие за пределами РФ- Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу- Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе- Граждане, освобожденные от военной службы- Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ

Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?

Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Вопрос: Где можно ознакомиться с перечнем военно-учетных специальностей для женщин?

Воинский учет в организации. Ведение, пошаговая инструкция

Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

Основные задачи воинского учета в организации

Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству.

Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника.

На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

Граждане, подлежащие воинскому учету

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

  • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
  • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
  • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
  • освобожденных от призыва в ряды ВС;
  • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
  • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
  • после прохождения альтернативной гражданской службы;
  • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

  1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
  2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
  2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы (форма Т-2) либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
  3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
  4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

  • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
  • Семейное положение;
  • Основные антропометрические данные;
  • Образование;
  • Место работы;
  • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
  • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
  • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
  • Владение иностранными языками;
  • Наличие спортивных разрядов;
  • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Проверка военно-учетной документации

  • Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).
  • Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.
  • Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Ответственность должностных лиц

Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя.

В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *